Красота под проценты. Иркутский модельный бизнес: денег меньше, чем комплиментов
Бизнес на красоте в Иркутске делают уже практически девять лет — именно столько существует старейшее модельное агентство, которое предоставляет услуги манекенщиц для модных дефиле и рекламы товаров. Правда, пока пройтись по подиуму для моделей не больше, чем красивое хобби и способ самореализации. «Больших денег не заработаешь, на некоторых показах девочки работают бесплатно», — говорит коммерческий директор агентства «Академия красоты» Виктория Калашникова. То, что шанс получить приставку «топ» и блистать на страницах глянцевых журналов — один на миллион, в иркутском модельном бизнесе не скрывают. Да и не все девушки к этому стремятся: многие модели, попав в элитную тусовку, удачно выходят замуж и рожают детей.
Первым иркутским модельным агентством стала «Академия красоты», которую в 1997 году открыли две манекенщицы — Светлана Козлова и Виктория Калашникова. «Раньше они работали в Доме моделей, который благополучно развалился в перестроечные времена, — рассказала мама Светланы Козловой, генеральный директор агентства «Академия красоты» Валентина Игнатьева. — У Светланы в трудовой книжке было написано «демонстратор одежды», а у Виктории — «манекенщица». Позже Светлану пригласили работать в Америку, где она снималась для модных журналов, затем познакомилась с будущим мужем — актёром Ричардом Берглазом и уехала с ним в Англию. «Сейчас Света оставила модельный бизнес и работает мамой», — улыбается Валентина Игнатьева.
Первое агентство создавалось в прямом смысле с нуля. Сначала было сложно: кто такие модели, никто не знал; магазины рекламировать свою продукцию таким способом желанием не горели, ведь её и так покупали. «Мы начинали с небольших показов с участием известных сейчас модельеров, к примеру, Вероники Самборской, — вспоминает Виктория Калашникова. — Убеждали знакомых и друзей: давайте проведём показ». Первое серьёзное шоу состоялось 14 февраля 1998 года в недавно открывшемся ночном клубе «Стратосфера». Эффект был неожиданным, многие гости клуба сразу захотели приобрести одежду, в которой дефилировали девушки. Потом модели стали более востребованы: их приглашали на конкурсы модельеров и парикмахеров — «МодаТранс-Азия», «Линия красоты».
Шоу бесценно
Первый конкурс моделей «Лицо года» состоялся в 2000 году, в нём приняли участие 30 красавиц из Иркутска, Ангарска, Братска и Шелехова. На отборочные туры приехали около 700 девушек. В жюри председательствовал прибывший специально на конкурс стилист Сергей Зверев, который отметил неожиданно высокий для провинции уровень шоу. Второй конкурс с одноимённым названием состоялся через год. Потом «Академия красоты» решила отказаться от конкурсов моделей и проводить конкурсы красоты. Модельные конкурсы довольно специфичны. «Конкурсы красоты больше интересны зрителям, они предполагают красивые выходы — в вечерних платьях, в купальниках, спортивные, интеллектуальные», — пояснила Виктория Калашникова.
В 2006 году, после четырёх конкурсов «Мисс Иркутск», «Академия красоты» решила охватить и другую целевую аудиторию — мистеров и миссис. Последний ориентирован на активных и успешных женщин. Непременные условия: возраст от 20 до 25 лет, наличие мужа и ребёнка. «Конкурс будет особенным, — говорят организаторы. — Провести его планируется в конце нынешнего года».
Зато конкурс «Мистер Иркутск» стал причиной спора между двумя модельными агентствами — «Mister» и «Академия красоты». Первое считает себя идейным вдохновителем шоу, ссылаясь на то, что первый конкурс провели именно они 6 мая 2005 года. В свою очередь «Академия» ссылается на столичную лицензию, которая даёт ей право на организацию мероприятия. В итоге Иркутск получил сразу два конкурса мужской красоты: первый 24 февраля провела «Академия красоты», второй в мае устроит «Mister».
О том, сколько средств тратится на проведение конкурса красоты, организаторы предпочитают не говорить. Серьёзную долю в затратах составляют гонорары столичных артистов. В разное время в конкурсах участвовали группа «Чай вдвоём», певец Николай Трубач, «народный артист» Александр Панайотов. Выступление некоторых из них стоит несколько тысяч долларов, а иногда и несколько десятков. Нужно потратиться на постановку, декорации, свет.
Часть расходов по организации шоу красоты берут на себя спонсоры: кто-то занимается декорациями, кто-то светом, кто-то предоставляет одежду. В 2005 году у конкурса был один главный спонсор, один генеральный и 22 «обычных» спонсора, в числе которых ночные клубы, службы такси, гостиницы, магазины косметики и парфюмерии. Как выяснил «Конкурент», размер взносов для генерального спонсора составляет около 10 тыс. долларов. Таким образом, стоимость шоу может составлять несколько десятков тысяч долларов. Часть денег возвращается при продаже билетов, стоимость которых иногда доходит до 1000 рублей.
Королевы выходят замуж и рожают детей
Дорога к подиуму на конкурсе красоты длинна и терниста. Больше шансов пройти кастинг у девушек, которые обучались в модельных агентствах. По данным сайта www.irkutskout.ru, в Иркутске работают четыре модельных агентства — «Академия красоты», «Sky Models», «Азарт» и студия модельного бизнеса «Шарм». Программы обучения похожи друг на друга, в числе обязательных предметов — дефиле, хореография, искусство макияжа и фотосессии. Они могут быть дополнены курсами актёрского мастерства, психологии, даже шейпингом и растяжкой. Срок обучения — от двух до восьми месяцев, стоимость — от 1 500 до 2 000 рублей.
Из числа тех, кто прошёл обучение в «Академии красоты» (каждые два месяца здесь проводится набор в количестве 20-40 человек), чуть больше 100 девушек участвуют в показах и кастингах, не более 20 получили статус ведущих моделей. «Это звёзды, которых знают в Иркутске, у них много поклонников», — рассказала Валентина Игнатьева.
«Мисс Иркутск-2002» Ксения Ефимцева с отличием окончила ИГЛУ, знает английский и японский. Девушка вошла в десятку конкурса «Мисс Россия», участвовала в международном конкурсе «Мисс Интернейшнл», но призового места не заняла. Сейчас успешно работает в Москве. Её преемница Юлия Толстикова на общероссийском конкурсе выступила успешнее и вошла в пятёрку. Близкие ей люди рассказывают, что Юлии поступало много предложений по работе, но она выбрала другую судьбу — вышла замуж, сейчас её дочке четыре месяца. «Мисс» 2004 года студентка ИГУ Дарья Александрова сейчас рассматривает предложения от модельных агентств, но уехать из Иркутска пока не решилась — не может бросить учёбу. Главная красавица 2005 года Елена Валеева в Москве ничего не завоевала, зато запомнилась столичным организаторам как «интересная девушка, да ещё и на фортепиано играет».
Самая фотогеничная участница конкурса «Мисс Иркутск-2005» Ксения Кубасова сейчас пакует чемоданы перед поездкой в Италию, куда её пригласили работать. Ксению выбрало одно столичное модельное агентство. Она поработала в Москве три месяца, участвовала в съёмках для журналов, показах с известными дизайнерами на Днях российской моды.
Чтобы добиться такого успеха, нужна не только модельная внешность (рост от 170 см, красивая фигура и лицо), но и чёткая цель — стать моделью. Например, карьера Юлии Мицкевич начиналась стремительно — она стала одной из победительниц конкурса «Elite Model Look», работала в Японии и Милане. «А потом начала раздумывать, участвовать ли ей в различных конкурсах, — рассказывают её коллеги. — А сомнений в модельном бизнесе быть не может: ты или идёшь, или нет. Если не появляться какое-то время, есть риск быть забытой, ведь подрастают другие девочки».
Красивых много, успеха добиваются единицы
То, что шансов у девчонок пробиться в Москву или за границу очень мало, в модельных агентствах не скрывают. «Во-первых, мы далеко от Москвы. Во-вторых, девчонки учатся и не могут бросить учёбу, — пояснила Виктория Калашникова. — К тому же неизвестно, получится у них в столице или нет. Но самое главное — красивых много, но особенных, способных добиться успеха, мало». Поэтому местные модели довольствуются показами в Иркутске. Благо заказчики есть: в городе открываются бутики модной одежды — Podium, Max Mara, Mango, проводятся конкурсы модельеров, парикмахеров и стилистов, всем им нужны услуги манекенщиц. Один из престижных и дорогих показов проходит два раза в год в торговом доме «Фортуна Плаза». Это не просто презентация новых коллекций, а самая настоящая VIP-тусовка, где собирается политическая, бизнес-элита и иркутский бомонд.
Работа манекенщиц — сезонная: от осени до весны. Хотя даже не работа, а красивое хобби. Много денег не заработаешь, а некоторые показы и вовсе проводятся бесплатно. О том, сколько получают наши модели, никто из организаторов показов говорить не захотел. Известно, что за показ девушки могут заработать и 100 рублей, а могут и 1000. Создатели модельных агентств не скрывают, что «модельный бизнес, в первую очередь, реализация себя, своих амбиций». А для некоторых девушек — и шанс устроить свою судьбу. «У моделей особый круг общения, здесь и бизнесмены, и политики. Многие красавицы выходят замуж», — резюмировал один из наших собеседников.
Студент факультета прикладной информатики в экономике института экономики ИГУ Евгений свои амбиции реализует уже два года. Говорит, в модельный бизнес привела мама, когда ему было 19 лет. Сейчас он работает по контракту с «Академией красоты» и преподаёт дефиле в школе стиля. Модельный бизнес для него скорее хобби, основная работа — программист. Родные относятся к его увлечению с пониманием, лояльности друзей прибавилось после того, как показал им фотографии с известными артистами. В модельной тусовке Евгению интересно. «Считается, что в ней собирается элита, — говорит он. — Можно найти много друзей и знакомых».
О своих заработках Евгений предпочитает не распространяться. Говорит, что они зависят от заказчика. «Если он остался доволен качеством работы, он будет тебя заказывать — через агентство или напрямую, — рассказал мой собеседник. — Востребованные модели могут получать и 10 тыс. рублей в месяц. А если работать за границей, то ещё больше. Насколько я знаю, одна модель недавно заняла первое место на конкурсе красоты в Китае, получила 180 тыс. рублей».
Говоря о перспективах продвижения в родном регионе, Евгений отметил, что Иркутск — большая деревня. «В Москве всё по-другому, — отметил он. — Другие условия, больше заявок. У нас всё только начинается». Между тем, по его словам, региональный модельный бизнес напоминает непаханое поле, которое без труда сможет вместить новые модельные агентства.