Когда бумага становится законом
Очередной законопроект, предполагающий внесение изменений и дополнений в закон Иркутской области "О пониженной ставке налога на прибыль организаций в отношении сумм, зачисляемых в областной бюджет", отклонён Законодательным собранием.
Многие депутаты Законодательного собрания хорошо помнят, с каким трудом около двух лет назад принимался областной закон «О пониженной ставке налога на прибыль организаций в отношении сумм, зачисляемых в областной бюджет». В течение нескольких месяцев шли ожесточённые споры о необходимости принятия такого документа, изыскивались правильные формулировки и юридические формы. Закон, полученный в результате продолжительных прений, должен был способствовать развитию сельского хозяйства в регионе. Он предполагал создание системы предоставления налоговых льгот тем предприятиям и организациям, которые часть своей прибыли вкладывают в развитие агропромышленного комплекса Иркутской области.
Учитывая то состояние, в котором сегодня пребывает сельское хозяйство региона, идея была как нельзя более здравой и актуальной. Не случайно после многочисленных дебатов закон всё-таки был принят. Но… вот тут-то и начинается классическое российское «хотели, как лучше, а получилось…» Да, закон был благополучно принят, но механизм его действия не был до конца проработан, и в результате с момента принятия и по сей день он остаётся не более чем белой бумажкой с чёрными буковками. Всякие попытки сделать этот документ работоспособным с удручающей стабильностью упираются в требования Налогового кодекса Российской Федерации, которому предполагаемые изменения не соответствуют.
Вот и теперь была предпринята очередная попытка внести изменения и дополнения в закон Иркутской области «О пониженной ставке налога на прибыль организаций в отношении сумм, зачисляемых в областной бюджет», с тем, чтобы превратить его из простой бумажки в реально работающий нормативно-правовой акт. Однако и этот законопроект, как и его предшественники, вошёл в противодействие с Налоговым кодексом Российской Федерации. В результате против его принятия выступили как администрация Иркутской области, так и комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного собрания. Отрицательную оценку законопроект получил и в результате юридической экспертизы, проведённой правовым управлением областного парламента.
Но при этом ни у кого из депутатов не вызвало сомнений, что по сути своей этот законо-проект нужный. Или любой другой — лишь бы он, наконец, заставил закон Иркутской области «О пониженной ставке налога на прибыль организаций в отношении сумм, зачисляемых в областной бюджет» работать. Но вот в том, как это сделать, единодушия у присутствовавших на заседании областного парламента не было. Так, например, заместитель председателя Законодательного собрания, председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Дмитрий Баймашев настаивал на том, что обсуждавшийся на сессии законопроект следует не отклонять, а доработать. Было также предложение о создании рабочей группы, которая бы занялась вплотную решением этого вопроса. Исполняющая обязанности начальника главного финансового управления Ирина Бондарева настаивала на том, что законопроект должен иметь более широкое чтение и распространяться не только на организации, вкладывающие средства в сельское хозяйство региона, но и на участников крупных инвестиционных проектов. Губернатор Иркутской области Александр Тишанин предлагал вообще отложить решение этой проблемы до лучших времён, а именно до того долгожданного момента, когда в Иркутской области заработает, наконец, институт регионального законодательства. Именно он, по убеждению первого лица области, сможет лучше всего «разрулить» эту проблему.
Однако депутаты решили не откладывать данный вопрос в столь долгий ящик. В результате обсуждения и голосования было принято решение отклонить предложенный законопроект и создать рабочую группу, которая смогла бы, наконец, разобраться с проблемой работоспособности закона «О пониженной ставке налога на прибыль».