Градостроительная идеология
Обсуждение проблем, связанных с разработкой генерального плана развития Иркутска, ведётся на протяжении нескольких лет. Конечно, разрабатывается и концепция генплана, но слишком уж медленно всё это продвигается к общественному обсуждению и утверждению. С 2001 года по генплану выполнено работ на 8,9 млн. рублей. На окончательную его доработку и утверждение потребуется, по заявлению заместителя главного архитектора города Николая Белякова, ещё как минимум пара лет.
— Градостроительные документы (генплан) рождаются не в один день и живут не один год, — говорит Николай Беляков. — Это, как правило, рассчитанные на десятилетия стратегические документы, которые время от времени корректируются и дополняются.
Последний генплан Иркутска был выполнен ЦНИИП градостроительства и утверждён Совмином РСФСР в 1970 году. Через 25 лет наступил следующий этап развития, который потребовал изменений в градостроительной документации. То есть начиная с 1995 года мы должны были обновить наш генплан: внести корректировки по численности населения, развитию промышленности, транспортной инфраструктуре и т. д. Однако чехарда в экономике, инфляция и дефолты, финансовые возможности бюджетов этого сделать не позволили.
Только в 2000 году постановлением мэра и решением городской Думы было согласовано задание на разработку генплана, началось обновление градостроительной документации. К тому времени появились новые законы, касающиеся экологического благополучия, охраны памятников истории и культуры. Это всё требовалось учесть при разработке градостроительной документации. Поэтому пришлось продлить срок действия генплана 1970 года в пунктах, не противоречащих федеральному законодательству РФ.
На вопрос, насколько актуален будет генплан, утверждённый не в 2005 году, как первоначально планировалось, а в 2007-м, Николай Беляков ответил:
— Градостроительные параметры за два года не меняются. Генплан — это модель наших действий на ближайшие годы, то, что мы в силах осуществить в течение 10 лет. Изменятся условия — изменятся и действия наши и наших последователей.
Генплан — это не просто один большой чертёж, а целый пакет документов. Разработка и принятие его — весьма сложный и длительный процесс. На сегодня выполнены схемы размещения первой очереди строительства, транспортной, инженерной инфраструктуры и благоустройства территории; историко-архитектурный опорный план и схема зонирования территории; генеральный план («Основной чертёж») и пояснительная записка.
Градостроительным советом города рассмотрен и одобрен «Основной чертёж» генерального плана. Серьёзные замечания возникли при рассмотрении схемы инженерного обеспечения строительства и благоустройства, то есть инженерного блока. Вызваны они несколькими причинами. Во-первых, потребовалась разработка проекта охранных зон. В своё время такие попытки предпринимались, но дело так и не дошло до комплексного пакета градостроительных документов.
Не проводилась целенаправленная работа и по археологии. Поэтому основное внимание в 2005 году было направлено на финансирование и исполнение работ по проекту зон охраны, по археологии и охране памятников истории и культуры. Нынешний и следующий, 2007-й, годы уйдут на публичное обсуждение генплана, согласование отдельных его разделов, проведение госэкспертизы и утверждение на городской Думе.
— Особенность нового генплана — в существенном сжатии территории городской черты (на 2,5 тыс. га), — говорит Николай Беляков. — Цель этого сжатия — побудить инвесторов вести застройку и благоустройство существующих пустырей, которые не дают городскому бюджету ни копейки.
Одновременно с разработкой генплана появится ещё один документ — «Правила землепользования и застройки». Здесь городу немного повезло. В 1986 — 1987 годах Иркутск участвовал в пилотном проекте, когда впервые в РФ разрабатывались «Правила зонирования застройки». Наш город тогда утвердил эти правила.
Это весьма прогрессивный документ, адаптированный к международной градостроительной идеологии. Он не прорисовывает конкретный показ дома или магазина, школы или садика, а определяет территорию, на которой допустима градостроительная деятельность. А ещё чётко определяет, что можно на этой территории строить, а чего нельзя, и позволяет принимать более гибкое решение по застройке.
Нынешний Градостроительный кодекс изменил название этого документа («Правила землепользования и застройки»), но основная идеология документа осталась прежней. Кстати, Градостроительный кодекс прописал всем муниципальным образованиям такие правила разработать и утвердить. С нынешнего года отвод участков будет осуществляться лишь в соответствии с этими правилами.
Иркутск такие правила подготовил. Они состоят из двух блоков: графическая часть, на которой нарисованы эти зоны и обозначены границы, и правовой блок, где будут прописаны регламенты допустимых градостроительных действий в пределах данной территории. Сейчас документ готовится к обсуждению на общественных слушаниях.
Одновременно с завершением работ по генплану ведётся разработка проектов планировки по отдельным территориям города. К примеру, на территории Академгородка (проект в границах земель, закреплённых за Сибирским отделением Академии наук) и примыкающего к нему участка, где собственником является Иркутский госуниверситет. Нынче же начата проработка так называемых «пионерных» участков застройки в центральной части города. Это группа жилых домов по ул. Бородина, Сеченова, Багратиона; строительство микрорайона Парковый, застройка квартала N1 по ул. Гаврилова, Чкалова, Цесовская Набережная, Ангарский мост; квартала N2 по ул. Чкалова, Марата, Степана Разина; площадка под жилищное строительство в м/р Ново-Ленино… При обеспечении этих и других участков коммунальной инфраструктурой Иркутск может выйти к 2010 году на 218 тыс. кв. м, а к 2020 — на 330 тыс. кв. м жилья.
Администрация города рассматривает также возможность создания в Центральном парке культуры и отдыха зелёной мемориально-исторической зоны с выносом аттракционов на другие участки города, в том числе пойменные острова в нижнем бьефе Иркутской ГЭС.
Фото Николая БРИЛЯ