"Мне мои пациенты психологически близки"
Так говорит сельский фельдшер Валентина Андреевна Меркулова, чей трудовой стаж перевалил за сорок лет. В Байроновке, что всего в пятнадцати километрах от Тайшета, я побывал в её "хозяйстве" - фельдшерско-акушерском пункте, в стенах которого сошлись все нынешние сложности сельской медицины. Вообще ФАПы - это сегодня те точки опоры, на которых держатся в своём большинстве сёла и маленькие посёлки Приангарья. Вот почему проблемы, поднятые моей собеседницей, представляются мне типичными для сотен её коллег - таких же бескорыстных тружеников, рядовых нашего здравоохранения.
— Я захожу в каждый дом, и каждая семья в Байроновке мне не просто знакома. Я знаю фактически все особенности, все связанные со здоровьем проблемы моих земляков. От нашего села административная власть далеко, так что я зачастую помогаю решать и бытовые вопросы.
— Много среди ваших подопечных неблагополучных семей? Ведь дети, лишённые домашнего тепла, хворают чаще. Разве не так?
— Конечно, вы правы. С несознательными родителями по-всякому приходится работать. Бывает, заходишь в какой-то дом, а там пусто и холодно — шаром покати. Когда душеспасительные беседы со взрослыми не помогают, делаю всё возможное, чтобы определить ребят в интернаты, в детский приют. Здесь, в Байроновке, не один такой мой «крестник». Сейчас, когда только и разговоров, что про так называемую семейную медицину, могу сказать: на селе каждый медработник волей-неволей становится семейным врачом. И прежде всего моя забота, моё внимание — маленьким жителям села. Я не только наблюдаю женщину, готовящуюся к материнству, но и не упускаю из виду саму обстановку в её семье. А после родов — обязательный мой патронаж. Вот так — от первого крика малыша и пока у меня хватит сил — до его совершеннолетия, свадьбы, до нового поколения в каждом доме. Фельдшер или врач на селе — это не только человек, оказывающий медицинскую помощь. Это советчик, которому можно доверить самое сокровенное.
— Как вы считаете, Валентина Андреевна, у нашей деревни есть будущее? Или она постепенно вымирает?
— Нет, как тяжко ни приходится, но многие люди возвращаются в свои дома. У нас есть девочка, которая в посёлке Квиток в интернате живёт, учится в ПТУ, но обязательно наведывается в Байроновку. Я вам так скажу: были бы сельчане обеспечены постоянной работой, меньше бы пили. Пьют же главным образом от безнадёги, от безделья. Алкоголизм не только убивает горьких пьяниц, но и неизбежно сказывается на здоровье потомства.
— Что нужно, чтобы на селе медработник обосновывался надолго, чтобы он обживался и становился по-настоящему земским врачом?
— Прежде всего необходим такой набор диагностического оборудования, который даёт возможность ставить первичный диагноз пациенту. Врач общей практики не может и не должен быть узким специалистом. Но распознать болезнь на первой стадии, вовремя уловить опасность — это его святая обязанность. А как её исполнять, если в большинстве сельских фельдшерско-акушерских пунктов нет самого необходимого? Вот, к примеру, в моём, в Байроновке, даже телефона нет! Целая проблема — вызвать «скорую» из Тайшета. Пока первичное звено не будет обеспечено транспортом, медикаментами, оборудованием, все разговоры о семейной медицины останутся разговорами.
Вместо послесловия: фельдшерско-акушерский пункт в Байроновке не имеет не только телефона, но и холодильника и сухожарового шкафа. А лекарства для своих пациентов Валентина Андреевна сама покупает в Тайшете. Говорит, что ей так проще: не нужно ждать, пока необходимые медикаментозные средства завезут в Байроновку…