Посредник на 600 миллионов
Несмотря на продолжающуюся в стране реформу электроэнергетики, один из важных этапов которой - разделение по видам деятельности - должен быть завершён уже к 1 апрелю, в сфере деятельности, которой предстоит стать самостоятельной и эффективной, по-прежнему наблюдаются признаки самого что ни на есть неразвитого социализма. Или, точнее, социализма, окончательно разваленного. Речь идёт о сетевом хозяйстве, находящемся в ведении областного унитарного предприятия "Облкоммунэнерго".
Само по себе ОГУЭП «Облкоммунэнерго» ничего не производит, а является посредником между производителем электроэнергии в лице «Иркутскэнерго» и потребителями в лице населения и небольших предприятий, кооперативов и т.д. Официальное название такого рода деятельности — оптовое предприятие-перепродавец. Продавая электроэнергию по тарифам, установленным региональной энергетической комиссией (РЭК) для всех потребителей региона, посредник закупает её по значительно более низким ценам, которые зависят от расходов «Облкоммунэнерго» на обслуживание сетей.
Такое регулирование приводит к тому, что посреднику выгодно увеличивать свои затраты: за последние два года, с 2004 по 2006 год, они выросли с 446746 тыс.руб. до 596661 тыс.руб. (без НДС), т.е. на 33,5%. В то же время тариф для городского населения увеличился лишь на 15,5%. В итоге разница между покупкой электроэнергии в 9,31 коп/кВт-ч и продажей по среднему тарифу 32,3 коп/кВт-ч для «Облкоммунэнерго» составляет сегодня 22,99 коп/кВт-ч, или 247%. Такой рентабельности могли бы позавидовать многие частные предприниматели в любом секторе экономики.
Однако существует значительная разница между доходом предприятия и качеством поставляемого товара, т.е. электроэнергии. Несмотря на гигантские затраты в 600 миллионов рублей, энергоснабжение жителей территорий, обслуживаемых «Облкоммунэнерго», осуществляется кое-как: практически везде ощущаются перепады напряжения, устранение неполадок ведётся непрофессионально и с нарушением графиков, не говоря уже о более серьёзных неприятностях, когда жители могут оставаться без света по нескольку дней. Иногда — из-за технических ошибок персонала.
Глава Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Валерий Малеев заявил недавно: «Дефицит электроэнергии ощущается практически в каждом селе, в каждой деревне, потому что это действительно проблема. Развитием сети электроэнергетики на территории округа последние 10 лет никто не занимался. Мы слышали, что «Облкоммунэнерго» вложило в развитие сети чуть более одного миллиона рублей за год. Эта цифра для округа мизерная».
То есть причина известна — отсутствие средств на развитие, модернизацию, ремонт сетевого хозяйства. Не говоря уже о каких-то более серьёзных инвестициях в целях улучшения ситуации с надёжностью энергоснабжения — так, недавно весь город Усолье-Сибирское оставался на одном вводе, что грозило веерными отключениями. И это, казалось бы, с заложенной суммой затрат в 600 млн.руб. Причины такой неэффективности могут крыться и в недостаточной компетентности руководителей, отсутствии квалифицированной службы сбыта и, в связи с этим, в низкой собираемости платежей. Но ведь и повысить собираемость трудно, если поставлять товар неудовлетворительного качества — в отсутствие света счётчик не крутится, а при постоянных скачках напряжения приходится изыскивать средства сначала на ремонт сгоревшей бытовой техники, а уже потом на оплату тому, из-за кого эта техника сгорела.
В итоге жителям половины области приходится мириться с отсутствием благ цивилизации, производителю — с потерей средств, которые можно было бы эффективно вложить в создание этих самых благ, а посреднику — вновь идти в РЭК и доказывать необходимость повышения тарифов из-за своей неэффективности. В корне переломить ситуацию было бы возможно, ликвидировав перепродавца «Облкоммунэнерго» и создав единую электросетевую компанию, которая и отвечала бы за надёжное и бесперебойное энергоснабжение потребителей.