Законом по терроризму
— В 2004 году новый закон должен был заменить принятый в 1998 году Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», но в ходе разработки и обсуждения новый закон принял форму предупреждения преступлений этого рода во всех проявлениях. Считаю, что подобные законы и не должны приниматься с наскока, на эмоциональном взлёте. Теперь вся работа по противодействию терроризму выстроена чётко, определены государственные структуры, руководители которых отвечают за работу по профилактике терроризма в регионах, проведению контртеррористических операций и ликвидации последствий терактов.
В частности, новый документ даёт юридическое определение террористического акта, вводит чёткое понятие «чрезвычайного положения» и «контртеррористической операции». Законом даётся определение и такому понятию, как терроризм. Он определён как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами госвласти, местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».
Нельзя не сказать, что теперь спецслужбам, ведущим борьбу с терроризмом, даны серьёзные полномочия. Они могут прослушивать телефонные разговоры, осуществлять контроль за средствами электронной связи в зоне проведения контртеррористических операций, а ПВО разрешено даже сбивать самолёты, захваченные террористами. В этом случае оговаривается возникновение реальной угрозы направления авиалайнера террористами «для удара по каким-либо жизненно важным объектам либо по местам массового скопления людей». Организация контртеррористических акций закреплена за ФСБ России, определён и правовой механизм привлечения вооружённых сил.
Важно, что при этом вместо абстрактной коллективной ответственности появилась вертикальная система принятия решений, когда можно чётко определить каждую инстанцию, несущую ответственность за принятое решение. Дополнительные возможности для контроля появились и у общественных институтов: теперь из закона изъяты нормы, регламентирующие действия СМИ при освещении антитеррористических операций. Закон «О противодействии терроризму» не регулирует поведение журналистов в ходе этих операций. Им даётся право самим вырабатывать этические нормы поведения в зонах проведения операций.