На фронте и после войны
Вначале несколько строк из одной резолюции собрания милиционеров и из военных мемуаров Василия Ивановича Чуйкова. Всё познаётся в сравнении, вот и сравним солдат в синих шинелях Иркутска, Рязани и Сталинграда. Что их объединяло тогда?
«Мы обязуемся оберегать население от диверсантов, шпионов, бороться с теми, кто будет вносить в наши ряды элементы паники. Мы отдадим все свои силы на дело обороны Родины». (Пителинский райотдел милиции Рязанской области).
Из воспоминаний Василия Ивановича Чуйкова: «В памяти народа навсегда сохранится великая битва под Сталинградом. Как участнику этого невиданного в истории сражения, мне хочется обратить ваше внимание на мужество, стойкость, выдержку и самообладание сталинградской милиции при обороне города… Хорошо зная город, сотрудники милиции скрытно проводили прибывающие воинские части на исходные позиции. Они ходили в разведку в тыл врага, а когда противнику удавалось вклиниться в нашу оборону, они не раз занимали огневые рубежи и вместе с защитниками города преграждали путь противнику».
Почти полторы тысячи сотрудников иркутской милиции ушли на фронт с начала войны. Сменив синюю шинель на серую солдатскую, иркутяне геройски сражались у стен Москвы, Ленинграда и Сталинграда, с победой дошли до Берлина. К сожалению, далеко не все. В музее ГУВД области экспонируются боевые награды и окровавленные личные документы иркутянина А. А. Герасимова. Он погиб под Берлином в апреле 1945 года.
Приангарье военных лет — это глубокий тыл. Но и здесь разбойничали воровские шайки — бывшие уголовники, бродяги и хулиганы занимались грабежами и разбоем, убивали женщин, мужчин, детей. Не один десяток шаек бандитов разоблачили сотрудники областного аппарата и отделений милиции в Черемхове, Тулуне, Зиме. По горячим следам раскрывали сложные преступления. Тогда были награждены орденами и медалями начальник Ольхонского райотделения Деменков, заместитель начальника Качугского райотделения Савинков, начальник 6-го отделения милиции Иркутска Добычин и другие.
Один из них, Михаил Афанасьевич Кихтенко, за 15 лет службы прошёл путь от рядового милиционера до заместителя начальника отдела областного управления милиции. Высокое доверие и авторитет среди населения он заслужил своими делами.
У нас в музее хранится письмо на имя начальника областного управления милиции от родных врача Михайловой-Коненковой Валентины Николаевны, убитой в одну из зимних ночей последнего года войны. «Просим вас выразить сердечную благодарность сотрудникам уголовного розыска офицерам Кувалкину, Попову, Седельникову, Истомину и Кихтенко, отдавшим много сил, чтобы раскрыть бандитскую шайку Бабкина и его соучастников. Глубокие знания своего дела, твёрдая уверенность в успехе, сильные волевые качества — отличительные черты офицеров вашей службы. Желаем вам и вашим сотрудникам дальнейшей плодотворной работы по защите правопорядка и успешной борьбы с преступностью». Вот такое письмо.
В трудное для Родины время сотрудники милиции также активно участвовали в общественных субботниках и воскресниках, а заработанные деньги перечисляли в фонд обороны страны. Собирали тёплые вещи для воинов Красной Армии, были инициаторами донорского движения.
Сотрудники милиции Усть-Ордынского Бурятского автономного округа направили в фонд обороны около 50 тысяч рублей деньгами и более чем на 30 тысяч рублей облигациями, за что получили благодарность Верховного Главнокомандующего. Вот что говорит об этом тогдашний начальник Усть-Ордынского отдела подполковник милиции в отставке Фёдор Петрович Назаров: «Тогда нас, работников милиции, осталось немного — большинство ушли на фронт. Работали мы каждый за двоих. Зачастую ночевали прямо в отделе, месяцами находились в командировках. Когда получили известие, что на собранные нами деньги построен танк «Советская Бурятия», плакали от радости и думали, чем же ещё помочь фронту».
Хочу познакомить вас с заметкой в нашей милицейской газете от 14 января 1944 года. Её автор — Борис Филипович, сотрудник уголовного розыска областного управления милиции. Вот о чём он думал тогда, вот что его волновало: «В дни напряжённых боёв на фронтах я в глубоком тылу удостоен медали «За отвагу». В числе награждённых и другие рядовые милиционеры, наши командиры. Полученные нами высокие награды не есть достижение только нас одних. Это достигнуто большим и упорным трудом каждого отдельного коллектива милиции нашей области». И сегодня, через 60 лет, мы разделяем чувства и мысли Бориса Филиповича и солидарны с ним.