Встреча на переправе
Василий Александрович, его супруга Галина Ивановна и я с увлечением рассматриваем семейный альбом. Фронтовые снимки редки теперь в семьях. Вообще снимки довоенных и военных лет — это мосты во времени.
Василию Александровичу 12 февраля исполнилось 85 лет, на юбилей пришло много друзей, сослуживцев, братьев по оружию. И он, верный боевому содружеству, остаётся в строю областной организации ветеранов МВД. Если сложить эти годы со временем военной службы и фронтом, то получается 65 лет!
В 1940 году его призвали в армию. Но не суждено было крепкому парню стать моряком. Из Амурской флотилии его направили в Хабаровское артиллерийское училище, после его окончания лейтенант Василий Столбов при двух кубиках в петлицах прибывает на Воронежский фронт. Это время характеризовалось обновлением не только личного состава воинских частей, но и вооружения, техники, структурных изменений на фронтах. Стали поступать с начала 1943 года новые знаки различия, погоны, гимнастёрки.
— Помню наш разговор с командиром полка. Десятка два бойцов из моей батареи тогда перевели в разведку, во взвод связи и другие подразделения на должности младших командиров. Ну, я и надумал пойти к командиру полка, поговорить об этом.
— Дорогой земляк, — тепло сказал он, — согласен. Принимай самую молодую батарею. Как есть все новобранцы. Пока есть время, учи. Учи так, как учили вас, по-суворовски: «тяжело в учении, легко в бою». Давай, лейтенант, действуй!
И действовали. По 16-18 часов в сутки всем составом батареи. Для Василия Столбова это тоже была большая учёба, поближе узнал солдат и сержантов.
Боевое крещение батарея в составе полка приняла во время Среднедонской наступательной операции конца 1942 года. А затем — боевая закалка в Острогожско-Россошанской наступательной операции января 1943 года.
1943 год — для многих памятный, как и для Василия Столбова. Их полк участвовал в освобождении Курска, Харькова, изгонял фашистов из Киева. 373-й Чусовской артиллерийский полк 175-й Уральской стрелковой дивизии в составе 69-й армии активно участвовал в боях на Воронежском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах.
В жаркие июльские дни 1944 года войска 1-го Белорусского фронта форсировали Буг юго-западнее города Ковель и начали бои за освобождение Польши. И вот он, этот снимок того времени. «Я у пушки вместе с боевым расчётом. Все сибиряки, — рассказывает Василий Александрович. — Мы на опушке леса. Не напоминает ли вам этот польский пейзаж наш сибирский сосновый бор? Таких счастливых минут, конечно, было мало, по пальцам можно пересчитать, а вот особо трудных дорог не счесть, как и переправ через многочисленные реки — от Волги, Днепра до штурма Берлина».
— Василий Александрович, расскажите про самую-самую переправу, чем она запомнилась вам? Может, снимок есть какой?
— Некогда было там фотографироваться. Самая памятная, пожалуй, через Волгу у Ржева. Посчастливилось мне там докладывать генералу армии Георгию Константиновичу Жукову. Колонный путь всегда тяжёл. А здесь, у моста, скопление войск не просто сдерживало продвижение, а таило в себе много неприятностей. Я обратился к командиру полка за разрешением переправиться батареей на плотах в пяти километрах ниже моста. Он одобрил. Подготовка не заняла много времени, и уже в разгар переправы к нам подъехал генерал Жуков. Мы сразу узнали его. Я подошёл и, как положено, доложил. Спокойно выслушав меня, он достаточно сурово спросил: «Где командир полка?» Я ответил. Посмотрев мне в глаза, он тут же с одобряющей улыбкой сказал: «Правильно поступаете. Молодцы!» И, обращаясь к сопровождающему его офицеру, добавил: «Запиши!» Они уехали, а в батарее и настроение заметно приподнялось, и переправа пошла дружнее и быстрее.
А вот ещё одно воспоминание из «самых-самых». У Зееловских высот. Это была чудо-ночь. Сотни прожекторов вспыхнули одновременно и пронзили своими стрелами весь передний край немцев. Ну, и мы туда добавили своего огонька. Земля, огонь, дым, и не понять, где небо, всё перемешалось, как в аду. Не думаю, чтобы это зрелище порадовало фашистов, привыкших с самого начала второй мировой к фейерверкам и салютам в честь их молниеносных побед в Европе.
Надо добавить к сказанному Василием Александровичем. За инициативу, хорошие результаты, личное мужество он награждён орденом Александра Невского. На снимке его награды видны: пять боевых орденов и фронтовые медали.
Война для Василия Столбова закончилась в самом логове зверя. Комбат Столбов воочию насмотрелся и познал всю отраву фашизма. Это человеконенавистничество, это война, какой ещё не знала история, это миллионы безвинных жертв.
В 1955 году он демобилизовался и, не снимая погон, продолжал службу в Иркутской милиции до ухода на пенсию. Вышел Василий Александрович в отставку с должности начальника меж-областной школы милиции, в звании полковника.
Мостик во времени тем и ценен, что соединяет берега прошлого с настоящим. Пройдёшь его, а возвращаясь, думаешь о том, что же впереди. Некоторые историки и литературоведы, писатели и поэты, политологи «на переправе», рассказывая о Великой Отечественной войне, пишут, что, мол, воевали не так и не за то воевали. А Василий Александрович воевал и учил бойцов, зная, за что воюет, набираясь опыта, силы и военной мудрости.
В Иркутской области не много кавалеров ордена Александра Невского. Уважаемые краеведы, педагоги, руководители школьных музеев боевой славы, журналисты, присылайте очерки и статьи о своих героях, проживавших и проживающих в вашем селе, районе, городе. Пишите в редакцию газеты «Восточно-Сибирская правда» или в областной совет ветеранов. Ждём ваших писем!