В палитре художника - береста
Недавно я сделала для себя удивительное открытие. В один из прекрасных дней, наслаждаясь ласками весеннего солнца, волею судеб я оказалась в старинном здании на одной из улиц Зимы, на фасаде которого значилось "Школа народных ремёсел". Внешняя непритязательность здания явилась полным контрастом тому, что предстало взору внутри него. Я была буквально очарована неизречённой красотой живущих там изделий. А для того, чтобы создать их, требовалось не только и не столько знание ремесла, сколько особое видение мира, творческая фантазия, доброта и щедрость сердца - всё то, что свойственно настоящему таланту.
Поразило моё воображение также разнообразие художественных приёмов и поделочных материалов этой волшебной мастерской. Здесь и художественная вышивка, и резьба по дереву, и плетение макраме, и чудные совершенно работы местных берестянщиков, и резьба по кости, изделия из соломы, кожи, гипса, ракушечника… Всего и не перечтёшь. Красота и теплота природных материалов становятся более зримыми и одухотворёнными в соприкосновении с умелыми руками и добрыми сердцами местных умельцев. Изделия эти изысканны, благородны и оригинальны.
Зиминская школа народных ремёсел открылась в 2001 году по инициативе Зиминской и при поддержке областной администраций, её создание стало велением времени, т.к. в тот период в Зиме уже давно разрозненно работали и представляли свои работы на городских выставках очень интересные зиминские мастера. Так, у известной нашей мастерицы Розы Маликовой первая персональная выставка состоялась ещё в 1993 году. Впоследствии она и стала директором этой школы. Но, несмотря на директорские обязанности, она и сегодня увлечённо продолжает свою творческую работу, а знания и опыт щедро передаёт своим ученикам.
Роза Галимовна очень увлечённый и трудолюбивый человек. Она вышивает картины, ковры, занимается резьбой по кости, макраме, использует в своих работах много природного материала: бересту, кожу, соломку, ракушечник, вышитые ею картины очень интересны, они напоминают живописные полотна, их она неоднократно демонстрировала на многочисленных выставках. То, что валяется у нас буквально под ногами или под руками — камешек, кусок кожи, старая соломенная шляпка, — становится в руках мастерицы каким-нибудь новым оригинальным изделием. Роза Галимовна считает, что художественный вкус и пристрастие к рукоделию передались ей от бабушки с дедушкой, которые также в своё время были знатными мастерами.
Работают в школе преподавателями и ещё два великолепных мастера. Это Виктор Дорофеев и Павел Науменко. О каждом из них можно написать целую книгу, так интересны и содержательны их судьбы.
Виктор Михайлович Дорофеев родом из Петербурга. В молодости его позвала в дорогу сибирская романтика. Несмотря на бурные протесты родителей, он махнул в Красноярский край на великую комсомольскую стройку, а затем судьба привела его в Зиму. Здесь он работал художником-оформителем, а три года назад увлёкся истинно русским, очень красивым, животворящим материалом — берестой. Береста — это уникальный природный материал. И тот, кто работает с ней, влюбляется в неё навеки.
Виктор Михайлович над каждым изделием работает долго и кропотливо, и поэтому все его работы не похожи одна на другую. Они очень тонко и любовно оформлены. Это чаши, туеса, художественные композиции. Вот у меня в руках блюдо из бересты, в оформлении которого художник воплотил мечту о вечной любви. Два тонко исполненных целующихся голубя. И что бы ни случилось на земле страшного — войны, катаклизмы, — голуби будут целоваться, покуда жива сама земля…
Конечно, изделия эти выставочные, они побывали на городских и областных выставках и везде получили высокую оценку. Таких мастеров у нас раз-два и обчёлся, и хотелось бы, чтобы работы мастера и его труд всегда оценивались по достоинству. К сожалению, в городе на Оке настоящих ценителей искусства не так много, как хотелось бы. Будем надеяться, что это временное явление и мы находимся в преддверии новых времён, когда к художникам и к культуре в целом будет другое, более трепетное и уважительное, отношение. Ибо духовные ценности, на мой взгляд, не менее важны, чем материальные.
Ну, а теперь пора рассказать ещё об одном удивительном, самобытном художнике Павле Науменко. По образованию он художник-оформитель. И основная его работа оформительская. Работа, где не всегда можно раскрыть свой талант, а душа настоящего художника требует творческого выхода. И Павел Валентинович начинает работать с природным материалом: это найденные в лесу никому не нужные, часто валяющиеся прямо под ногами корешки, пни, остатки поваленных деревьев. Словом, отходы, которые остались бы догнивать и засорять лес, не принося никому пользы.
Павел Валентинович берёт этот хлам с собой, привозит в мастерскую и начинает над ним священнодействовать. В результате непостижимых действий на свет божий рождаются совершенно новые изящные вещицы, которые смело можно назвать произведениями искусства. Но и это ещё не всё. Павел Валентинович создаёт восхитительные картины из бересты, где его утончённый вкус особенно необходим. Мне никогда не приходилось видеть ничего подобного, это его собственная, созданная им техника работы с берестой.
Каждый из этих мастеров, на мой взгляд, заслуживает персональной выставки не только на городском, но и на областном и на всероссийском уровнях. К слову сказать, в Иркутске работы наших умельцев выставлялись неоднократно, только не персонально, а, как говорят, «скопом», под эгидой школы народных ремёсел. Об этом свидетельствуют многочисленные грамоты и благодарственные письма.
Суть школы народных ремёсел состоит в том, чтобы уникальное мастерство умельцев не кануло в Лету, а передалось по наследству нашим детям. И сегодня среди лучших своих учеников Павел Науменко называет Наталью Мамулину, Анатолия Денисова, Евгения Есина, Татьяну Кашину. А ученики Розы Галимовны Маликовой Диана Рахманова и Евгения Медведева уже стали лауреатами областных выставок.
Есть талантливые ученики и у В. Дорофеева. Это Александр Попов, Илья Метелин, Владимир Поваров.
В заключение хочется сказать, что школа народных ремёсел — это настоящая жемчужина Зимы, бесценное богатство, которым мы по праву должны гордиться. Хочется надеяться, что лучшие образцы народного творчества приобретут статус музейных ценностей и обретут свою постоянную прописку в выставочном зале Зимы для того, чтобы восхищать нас и наших потомков.