Остаться на плаву. Чтобы Лена вновь стала рекой-кормилицей, речники должны обанкротиться... правильно
Весна для ленских речников в последние годы стала порой тревожных ожиданий. Раньше всё было просто и понятно: головное предприятие "Верхнеленское речное пароходство" получало централизованный заказ, распределяло его между подразделениями: Алексеевской РЭБ флота, Киренской РЭБ флота, ОАО "Осетровская РЭБ флота", Осетровским речным портом, согласовывало тарифы. И механизм перевозок работал без сбоев. Заказчики вовремя получали грузы, исполнители-речники - зарплату за выполненную работу, возможность развиваться. Таким образом, все оставались на плаву...
Сегодня река Лена из кормилицы превратилась в яблоко раздора. Самостоятельность, которую принесло акционирование каждого предприятия, не дала ожидаемого золотого дождя. Более того, подвела бывших партнёров к банкротству. Каждый имеет задолженность перед бюджетом в размере 300 млн. рублей. Коллективы из-за многомесячных невыплат зарплаты находятся на грани социального взрыва. А эти предприятия относятся к градообразующим. И конфликты внутри них напрямую создают нездоровую обстановку в городах Усть-Куте и Киренске.
Есть ли выход из данной ситуации? Пройти через процедуру банкротства… Но внять голосу разума и провести её самим и в интересах коллективов. Как это сделало два года назад ОАО «Осетровская РЭБ флота», проведя реорганизацию в ООО «Осетровская судоходная компания». Освободившись от непрофильных активов, таких как лесные предприятия, объекты коммунальной сферы (котельная), и упорядочив штаты, сейчас оно динамично развивается.
Что даст самоликвидация? Самостоятельность в решении всех процедур банкротства. Своими силами и своими людьми. Без вмешательства извне! Как это произойдёт, если банкротством займётся государство в лице ФНС. Понимая эту колоссальную разницу, руководство Киренской РЭБ флота уже ввело процедуру наблюдения. С 10 февраля 2006 г. эти функции выполняет НП «Авангард». Алексеевской РЭБ флота тоже подано заявление на банкротство. Кредитор, купивший долг по цессии, назначил временным управляющим С.А. Федоренко.
Не за горами процедура банкротства и для Осетровского речного порта. Здесь ещё надеются на чудо очередной отсрочки уплаты долгов от ФНС, но вряд ли она будет. И хотя в Осетровском речном порту выплачивается зарплата, его текущей деятельности явно недостаточно для покрытия долгов прошлых лет. Терпение же налоговиков не безгранично. А опустится меч — голова с плеч! Поэтому непонятна медлительность генерального директора ОАО «Осетровский речной порт» В.Н. Толмачёва. Кому, как не ему, человеку, уважаемому в коллективе и в г. Усть-Куте, пользующемуся полным доверием своих работников, взять под личный контроль ситуацию с неизбежным банкротством. Как это сделали его коллеги из Киренской и Алексеевской РЭБ флота. Причём для решительных действий со стороны Василия Николаевича остаются считанные дни: срок шестимесячной отсрочки по обращению ФНС РФ в Арбитражный суд о признании Осетровского речного порта банкротом истекает в начале апреля.
Чтобы Лена опять стала рекой-кормилицей, нужно вновь собраться вместе когда-то размежевавшимся компаниям. Но это должны быть обновлённые предприятия, очистившиеся от старых долгов и грехов. Собраться, чтобы создать единый управляющий орган, координирующий действия всех речников в интересах самих же речников.
И сделать это необходимо как можно быстрее. Ибо в текущем году объёмы грузоперевозок возрастают минимум на 50%. А чужаков, глядящих на богатый ленский пирог, предостаточно!