Дорожный оптимизм
Приветствуя коллег, собравшихся в конференц-зале "Иркутскгипродорнии" по случаю 10-летия Союза дорожников Иркутской области, его президент Анатолий Косяков сказал: - При сегодняшнем уровне автомобилизации Россия не может развиваться без хороших дорог. Уверен, дождёмся мы и новой законодательной базы, и реального финансирования, а значит, будут у нас и приличные автодороги.
Оптимизмом Анатолий Косяков заразился на Всероссийской научно-практической конференции «Федеральное дорожное агентство: итоги 2005 года, задачи и перспективы на 2006-2008 годы», чего, кстати, и не скрывал. «2004 год был для всех нас тяжёлым, в 2005 чуток прибавили, в нынешнем прибавка уже будет посущественней, а в 2007, даст Бог, начнём строительство обхода Иркутска, увеличим объёмы и темпы работ на мостовом переходе через Ангару, других серьёзных объектах. Так что перед подрядчиками открываются неплохие возможности приложить силы и мощности».
Эти «прибавки» сказались и на работе дорожных организаций. Упрдор «Прибайкалье» завершило строительство первого пускового комплекса обхода г. Тайшета (1200 — 1207 км) автодороги Новосибирск — Иркутск. Продолжалось строительство двух участков (45,6 км), имеющих гравийное покрытие, по дороге М-53 «Байкал». Завершена разработка проектной документации на строительство обхода г. Иркутска и ряд других не менее значимых объектов.
И. о. директора ОГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Николай Карнышев отметил, что в прошлом году удалось построить 27,2 км дорог за счёт федеральных средств и 11,6 — на средства ТДФ. В том числе 12 км автодороги Киренск — Небель, 5,5 км Звёздный — Ния, 3,5 км Баяндай — Еланцы и 5 км Таксимо — Бодайбо. А также завершить трёхлетнюю эпопею строительства путепровода через железную дорогу Тайшет — Лена на 464-м километре автодороги Тулун — Братск — Усть-Кут. Что касается ремонта магистралей, то тут, как говорится, без комментариев — 62 км за год. И это при том, что в области 11 тыс. км дорог, половина из которых никогда не обновлялась.
— Если бы позволяли средства, мы могли бы строить и ремонтировать в пять раз больше, — заметил Николай Карнышев.
Директор по строительству мостового перехода через Ангару Юрий Шеин считает самой большой удачей прошлого года воз-вращение объекта в списки федерального значения. «После трёхлетнего перерыва нам вновь стали поступать деньги из федерального бюджета, — сказал Юрий Васильевич. — Значит, появилась надежда выполнить программу по строительству первой очереди и открыть движение по мосту в 2007 году».
В поздравлениях руководителей предприятий и организаций, присутствующих на торжествах депутатов то и дело всплывали проблемы финансирования, недостаточного внимания властей к нуждам дорожников.
— В этом деле нужны более решительные шаги, — подчеркнул депутат Госдумы Сергей Дубровин. — Мы всё говорим столичным чиновникам, что за 15 лет ни разу не получили нормального финансирования. А почему было не заявить об этом бригаде Германа Грефа в дни её пребывания в Иркутске? Никто ведь не встал и не сказал: «Ребята, хватит утверждать, будто вы не знали о наших бедах, что у вас не было на сей счёт никаких документов». Грефу документы по финансированию моста были переданы прямо в руки, а он в ответ: «Если бы я знал, то мост бы финансировался»… Сейчас нам с администрацией области многое приходится решать как бы заново.
Участники юбилейных торжеств были единодушны в том, что задачи по модернизации областной дорожной сети не могут быть реализованы без совершенствования механизма финансирования, без доведения объёма расходов на содержание и ремонт автомобильных дорог до нормативной потребности с учётом ликвидации недоремонта.
— Нам никакого бюджета не хватит, чтобы построить даже опорную сеть дорог, — сказал в своём выступлении заместитель главы областной администрации Сергей Кыштымов. — Поэтому, проведя мониторинг, администрация выделила особо болевые точки. Главными приоритетами своей деятельности считаем: повышение эффективности расходования бюджетных средств и качества дорожных работ, скорейшее принятие концепции закона «Об автомобильных дорогах», внедрение механизма государственно-частного партнёрства при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, гарантированные источники финансирования, которые бы обеспечили поэтапное приведение автодорог в нормативное состояние.
Успешная реализация национальных проектов во многом зависит от состояния дорожной сети. Без решения этой проблемы их реализация, безусловно, будет неполной.