Время феодальной раздробленности прошло
История России - это цепочка сменяющих друг друга периодов раздробленности и объединения государства. В начале 90-х годов страна оказалась на грани очередного распада. Президент Владимир Путин начиная с 2000 года занимается созданием единого государства. Процесс укрупнения регионов - один из необходимых элементов государственной политики, который позволит России стать экономически и политически сильным игроком на мировой арене. И объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - один из ключевых моментов этого процесса.
Законы мировой истории едины для всех. Государства появляются, вступают в период расцвета и распадаются. Только по-настоящему сильные нации способны пройти множество кризисов и отстоять свою государственность. Среди таковых и Россия. В её истории было несколько периодов, когда страна была на грани распада и только волей нескольких сильных лидеров объединялась перед внешней угрозой.
«Золотой век» Киевской Руси
Вспомним Киевскую Русь. Множество мелких разрозненных племён на огромной, богатой лесом, пушниной и плодородными землями территории. Лакомый кусочек для любого захватчика. И они себя не заставляли ждать. С юга угрожали печенеги. Южные районы Киевской Руси постоянно страдали от их набегов. Степнякам не нужна была земля русичей. Они просто грабили, убивали, жгли поселения, уводили в рабство людей.
С севера грозили варяги. Они привыкли жить грабежом, поэтому с лёгкостью нанимались в дружины к русским князьям и участвовали в их междоусобных войнах. Им было наплевать на интересы местного населения. А когда варяги не участвовали в войнах между племенами, то сбивались в лихие ватаги и просто грабили русские поселения на берегу Балтийского моря.
Князья из-за своего чванства и заносчивости никак не могли объединиться против внешних опасностей — наоборот, чаще воевали друг с другом. А страдал от постоянных войн народ.
Период раздробленности долго не мог продолжаться. Князья постепенно стали понимать, что единое государство сильнее и менее уязвимо для врагов. Самыми известными «собирателями земель русских» стали вожди из рода Рюрика. Что интересно, сам Рюрик был варягом. Он просто хотел захватить какое-нибудь княжество для себя и своих детей. Его дети и внуки, уже русичи и по крови и по духу, поняли, что одно княжество быстро погибнет под ударами врагов. Завершил объединение Киевской Руси в конце 10 века потомок Рюрика Великий князь Владимир Красно Солнышко. При нём объединённая Русь достигла своего расцвета. Современники называли три великих европейских государства того времени — Византию, Римскую империю и… Киевскую Русь. Киев был сильнейшей культурной, экономической и политической столицей Восточной Европы: его власть признавали десятки и сотни племён, его купцов уважали по всей Европе и Ближнему Востоку, его земледельцы всё реже страдали от вражеских набегов. Это время называют «золотым веком» Киевской Руси.
Феодальная раздробленность 90-х
А теперь вернёмся в современную Россию, снова проходящую вечный путь от раздробленности к объединению. В начале 90-х страна находилась на грани распада. Ослабленная федеральная власть не могла контролировать сепаратистские настроения регионов. Чтобы хоть как-то сохранить целостность страны, президент Борис Ельцин сказал знаменитую теперь фразу: «Берите суверенитета сколько сможете унести». И взяли. В результате многие субъекты федерации попали в зависимость либо от олигархов, либо от местных политических кланов. В конце 90-х страна начала распадаться на маленькие удельные княжества с собственной, дышащей на ладан экономикой, местными князьками и баронами и обнищавшим населением.
Собирание земель российских
В 2000 году к власти пришёл новый президент — Владимир Путин. Он сначала добился политического единства страны. Федеральные власти привели к единообразию региональное законодательство. Следующим шагом стала территориальная интеграция. Малые регионы присоединяются к более крупным. Это нужно, чтобы сократить госаппарат, усилить и укрепить управляемость страной. Объединённые регионы становятся хоть и не сразу, но сильнее. Чем дальше развивается процесс территориальной интеграции, тем больше усиливается Российское государство, а значит, тем легче будет жить каждому его гражданину — и в тех регионах, которые процесс укрупнения обошёл стороной, и в тех, кто в нём участвовал. Причём добровольно и без проблем объединившимся субъектам федерации в знак уважения к их политической воле федеральный центр впоследствии начинает помогать. Как, например, это было в Пермском крае после слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Там на федеральные средства строятся новые дороги, мосты и газопроводы. Так было и раньше. Те племена или княжества, которые своевременно понимали выгоды совместного развития и вступали в добровольный союз, получали более высокий статус в объединённом государстве.
От нас зависит государственная политика
Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в 2002 году сами инициировали процесс объединения. Руководители двух регионов прекрасно понимали, что единая область будет сильнее. Но из-за политических междоусобиц, как и встарь, объединиться не удалось. Новое руководство области понимает необходимость срочного объединения. И губернатор Александр Тишанин, и председатель Законодательного собрания Виктор Круглов не раз заявляли, что объединение — это государственная задача, которая принесёт благо и самой Иркутской области. К объединительному процессу сразу же подключились и конструктивные политические силы — партия «Единая Россия» с самого старта подготовки к референдуму уделяет ему всё своё внимание. Депутаты Законодательного собрания от «Единой России» и члены регионального политсовета «ЕР» уже объездили всю область, разъясняя её жителям необходимость объединения. Сейчас все конструктивные политические силы понимают, что время феодальной раздробленности прошло, наступает эпоха единого и сильного государства. И от жителей области и округа также зависит, будет объединённая Иркутская область регионом с сильными политическими позициями в единой России или нет.