издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Марафон творчества

Второй месяц продолжается фестиваль искусств "Байкальский экспресс". В минувший понедельник поезд, сформированный по инициативе группы участников референдума "Деятели культуры за объединение", возвратился из Усть-Кута. Нужно сказать, что участники творческого марафона, посвящённого референдуму, уже побывали в Байкальске и Слюдянке, Ангарске и Усолье-Сибирском, Черемхове и Тулуне, Братске и, наконец, Усть-Илимске. С поездки в этот город началось и наше путешествие по адресам фестиваля. Более суток в пути.

Под стук колёс

Более суток — время вполне достаточное, чтобы познакомиться и с участниками поездки, и с программами, которые приготовили творческие коллективы на этот раз.

Целый вагон занимают музыканты губернаторского симфонического оркестра, делегированного, как сказал нам его художественный руководитель и главный дирижёр Олег Зверев, «и сердцем и настоятельным приглашением устьилимцев». Уже в день приезда им предстояло принять участие в гала-концерте, открывающем фестиваль.

В соседнем с журналистским купе разместились артисты Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Нужно ли представлять ансамбль «Степные напевы», популярность которого давно вышла за пределы Прибайкалья и даже самой России?! Рождённый как любительский, этот коллектив заслуженно завоевал право называться профессиональным. Чудесные голоса, отточенная изящная хореография, безукоризненная пластика исполнителей танцев, яркие, удивительной красоты национальные костюмы. И после каждого номера не просто вежливые, а благодарные, долго не умолкающие аплодисменты. На какой бы сцене они ни выступали.

В соседнем вагоне — юные питомцы Инны Шлейдер. Впереди у любимого иркутянами ансамбля «Жемчужинки» очередные три выступления, и первое — в гала-концерте. Настроение у артистов прекрасное. Впрочем, таким оно и должно быть во время ответственных гастролей. Тем более что предыдущие их поездки по родному краю увенчались большим успехом.

Неразлучный тандем

В купе штабного вагона мы застаём неразлучный тандем: Владимир Зоткин и Николай Нестеров. Композитор и исполнитель. В их репертуаре песни, написанные на слова Марка Сергеева и Владимира Скифа. Все последующие дни фестиваля они будут звучать в ДК «Дружба», школе искусств, городском краеведческом музее.

Скиф, участник всех прочих поездок, на этот раз остался в Иркутске. «Работает над новой песней», — предполагает кто-то из моих коллег. «Если она будет посвящена городу на Лене, к следующему поезду поспеет», — подхватывает второй. Что касается Владимира Зоткина, на его долю выпала двойная нагрузка. Композитор — и исполнитель на сцене, и менеджер всего фестиваля. И нужно сказать, что в работе его сводного и постоянно меняющегося коллектива сбоев не было.

«Не было — однозначно!»

Эти слова, произнесённые тембром Владимира Вольфовича и в его темпе, доносятся из соседнего купе, в котором расположились лауреаты Всероссийского конкурса артистов эстрады супруги Антонина Истомина и Дмитрий Иванов. Репетиция под стук колёс. На этот раз сценическими площадками станут школа искусств, ДК «Дружба» и ДК посёлка Железнодорожный.

В репертуаре признанного «семейного ансамбля» — мелодичные песни и пародии, добрые шутки и юмористические стихи. И главное, как всегда, абсолютный контакт со зрителем. А дома на полке призовых трофеев — награды в различных смотрах и конкурсах, в том числе — кубок Аркадия Райкина, приз Золотого Остапа.

«Что у вас, ребята, в рюкзаках»?

Вопрос адресован «пассажирам», представляющим коллектив Иркутского театра народной драмы. На него подробно отвечает их руководитель Михаил Корнев.

В программе (она достаточно насыщенна) — мюзикл «Левша», лауреат международного театрального конкурса «Золотой витязь», подготовленный по сценической версии поэта и композитора из Москвы Александра Шевцова. Этот спектакль настоятельно просили привезти и братчане, и устьилимцы. По специальной заявке жителей Невона — двухчасовой концерт военно-патриотических песен «Поднимается Россия». В нём прозвучат темы Великой Отечественной войны, Афганистана, Чечни. Ведущий мужской хор театра проведёт двухчасовой семинар по русской мужской традиционной культуре.

По сути, это наглядный рассказ о защитнике Отечества, каким он был во все времена истории Государства Российского, каков он теперь. Тема интересная для мальчишек всегда и особенно актуальная сегодня, когда представление о современной армии формируется у них зачастую под воздействием массированной атаки телевизионного «кривозеркалья», заполонившего практически все каналы.

Вы спрашиваете, что в наших «рюкзаках»? В вагоне они занимают довольно большое место. С собой мы взяли оружие и доспехи, сделанные в наших мастерских. Взяли казачьи и древнерусские костюмы, экипировку спецназа. Впрочем, мы подготовились не только в расчёте на мальчишескую аудиторию.

Для девочек интересным станет показ игр «Забавы и потехи молодецкие». Это авторская программа наших ребят, получившая диплом и грант Министерства образования и просвещения России. Кстати, по этой программе были проведены минувшим летом пять сборов в детских лагерях отдыха на Байкале. В рамках гала-концерта будут исполнены «Казаки», «Наша родина — Сибирь» — песни московского композитора Николая Емелина, работающего в нашем плане.

Добрые передвижники

Рядом с «казаками» Михаила Корнева — группа Иркутского театра кукол. Этих актёров мало знают в лицо, ведь во время спектакля они всегда остаются «за кадром». Вместе с ними в эту поездку «Аистёнок» отправил полюбившихся детворе Метёлыча и Бантика, чьими именами и назван спектакль. Репертуар в каждой поездке меняется, и замечательно, что юными зрителями станут не только усть-илимские ребятишки, но и детвора посёлков Невон и Кеуль.

Кино в 50 минут

С сожалением приходится говорить о фестивале документального кино. С сожалением потому, что только единственным фильмом будет представлена теперь уже не существующая Восточно-Сибирская студия кинохроники. В самом названии видеоленты её авторы (Сергей Корбут и Лиана Черепанова) заложили тему, по праву заслуживающую многочасового просмотра, — «Легендарная земля»…

Некогда студия, расположенная в Иркутске, была одной из крупнейших в Союзе. Начиная с тридцатых годов «опекала» она своим вниманием третью часть территории страны. На редких кинофестивалях не заявляла о себе, о чём свидетельствуют многочисленные призы и дипломы, в числе которых и полученные на знатных международных смотрах. Но главным достоянием студии всегда была экранная летопись, которая бережно хранилась в её архивах. От хроники предвоенного Приангарья и «роковых сороковых» до бесценных кадров, отснятых в период интенсивного развития нашего края. От первых колышков новостроек до ввода в действие мощных ГЭС и предприятий-гигантов; от «Первых дней Таюры», самого первого фильма о БАМе, до сдачи магистрали века в эксплуатацию. Золотой фонд кинодокументов нашего края. Сохранится ли он теперь?

Из недр кинохранилища

По крупицам, по кадрикам отбирался материал, вошедший в картину. И хорошо, что её создателями были такие люди, как Лиана Черепанова. Режиссёр со стажем и не только профессионал своего дела, но и «человек студии», более полувека проработавшая на ней, и нигде больше. Старалась отобрать самое главное. Спрессовала всё в пятьдесят минут, и в результате — запоминающийся образ легендарной сибирской земли. И люди, герои картины. Из разных лет и разных поколений. Первопроходцы и художники, учёные и гидростроители, знатные бригадиры и «маршалы» великих строек, рабочие и труженики полей. Самобытные, талантливые, самоотверженные, незаурядные.

Нет! Человек «со стороны», как бы гениален он ни был, не сумел бы разыскать среди тысяч и тысяч метров плёнки самые главные кадры. Что касается Лианы Николаевны, все они на её памяти, все пропущены через сердце. От начала строительства Иркутской ГЭС… От перекрытия Ангары в Братске, снятого кинооператором Петром Петровым для фильма «Битва у Падуна». (Кстати, многие кадры заимствованы позднее многими режиссёрами других студий страны). От первого бетона на Усть-Илимской ГЭС до пуска первого агрегата. От первого пешеходного подвесного мостика через реку Таюру до первого поезда, предшествующего открытию магистрали века.

«Легендарная земля» на экране и… за окном купе. И названия городов, в которых побывал и побывает наш поезд, по праву вошли в тексты лучших песен. Несколько часов назад нас проводили ночные огни Братска. И вот за окном — станция назначения.

Здравствуй, Усть-Илимск!

Впереди три дня напряжённой работы. А начинается она уже на перроне. Хозяева встречают своих гостей хлебом-солью и… блицконцертом, подготовленным местными самодеятельными коллективами. Накануне нашего приезда в городе были развёрнуты сразу несколько выставок: «Когда цветёт багульник» — иркутских художников; «Одна земля, одна судьба, одна жизнь» — известных и начинающих фотохудожников. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ на этой выставке представляли работы Валерия Малеева. «Время, хранимое словом» — выставка книг, представленная восемью тематическими разделами. «История Прибайкалья в географических картах», начиная от «Чертежа земли Иркуцкаго города» до современных карт Прибайкальского региона.

Три напряжённых дня

После пресс-конференции, посвящённой открытию фестиваля искусств, творческие коллективы разъезжаются по своим рабочим площадкам. Первые встречи писателей и читателей, преподавателей иркутских вузов с будущими абитуриентами и их школьными наставниками, экскурсии по городу… И всё без суеты, без срывов намеченных дел, без задержек… Единственное, что невозможно было, — это успеть побывать на каждом концерте, на каждой творческой встрече. Отобрать же главное в потоке трёхдневной информации помогал пресс-секретарь нашего фестиваль-экспресса Андрей Горшков, который в любое время суток мог ответить, где, что, когда происходит или будет происходить.

Первый рабочий день завершился гала-концертом, в котором кроме приехавших в город артистов приняли участие местные исполнители. И нужно сказать, высоко пронесли марку своего города.

Оставшиеся два дня отличались от первого лишь тем, что гости «задействовали» ещё больше сценических площадок, в том числе и расположенных в отдалённых посёлках района. И ни в одном зале не было свободных мест. Как принимала публика каждое выступление? Этого не рассказать в двух словах. Это нужно было видеть. Но одно очевидно: усть-илимский зритель — зритель требовательный и подготовленный. Зритель высокого вкуса, не испорченного попсой.

Впечатления на обратном пути

Майя Крутикова, художественный руководитель камерного ансамбля «Байкал-барокко»: Наш симфонический оркестр успешно выступал в Германии, Швейцарии. И, конечно же, и здесь, на своей земле, мы должны были показать этот класс. В зале сидели зрители всех возрастов, и не было среди них равнодушных, терпеливо-безучастных слушателей. Мы ощущали двустороннюю связь с залом.

Николай Нестеров: Здесь необыкновенная публика. Образованный зритель. Тем выше наша ответственность… Такие встречи сплачивают и людей, и территории.

Эльвира Миронова, заместитель председателя комитета по культуре администрации УОБАО: Самые лучшие впечатления — от поездки в Усть-Илим. Зрители воспринимали выступления нашего ансамбля восторженно, принимали от всей души. В селе Кеуль после нашего концерта выступили два народных коллектива. Они исполняли русские народные песни. «Сударушки» из Невона пели песни своих бабушек. Такие великолепные у всех голоса, а возраст у большинства — за восемьдесят. И они, как и мы, надеются, что состоявшаяся встреча будет иметь продолжение. И что они смогут приехать к нам с таким же творческим визитом. Очень хотелось, чтобы такой поезд имел продолжение. Чтобы подобные фестивали стали традицией. Им нужно, необходимо давать зелёную улицу.

Возвращением из Усть-Илимска мы не заканчиваем наш рассказ. Мы продолжим его в одном из ближайших номеров газеты впечатлениями, полученными от замечательной поездки в Усть-Кут, который нынешним летом отметит 375-летие своего образования. Что же касается фестиваля… Он продолжается. И теперь уже на сценических площадках Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Фото автора

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры