издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Максим Сурнин: Открытый диалог сегодня просто необходим

Комитет по собственности и экономической политике Законодательного собрания предложил рассмотреть проблемы, связанные со строительством нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" 19 апреля на очередной сессии Законодательного собрания в рамках депутатского часа. По мнению парламентариев, необходимо тщательно обсудить достоинства и недостатки существующего проекта, объективно оценить плюсы и минусы строительства нефтепровода. К такому выводу депутаты пришли после встречи с генеральным директором общества с ограниченной ответственностью "Восточно- сибирские магистральные нефтепроводы" (ООО "Востокнефтепровод") Михаилом Чемакиным. Итоги заседания мы попросили прокомментировать председателя комитета по собственности и экономической политике Максима Сурнина.

— Состоявшееся заседание стало началом диалога с компанией «Транснефть», — сказал Максим Сурнин. — Во многом этому способствовала консолидированная позиция всех жителей Иркутской области, выраженная ими на митингах и в обращениях к федеральной власти. Без активной гражданской позиции жителей региона вопрос решать было бы гораздо сложнее.

Открытый диалог сегодня просто необходим. Работа над такими масштабными проектами должна вестись гласно. Отсутствие полной информации порождает слухи и домыслы, способствует формированию «образа врага». А между тем любые выводы должны опираться на достоверные факты, не вызывающие желание спорить относительно их истинности.

— Что вы имеете в виду?

— Всем известно, что в нашем регионе уже существует трубопроводная система, аналогичная той, которую намечено строить. Она проходит по территории области и заканчивается в посёлке Мегет. Но мало кто знает, что структурные подразделения «Транснефти», обслуживающие трассу, ежегодно перечисляют в бюджет Иркутской области более 1 миллиарда рублей в виде налогов. Для сравнения скажу, что эта сумма превышает все бюджетные расходы, запланированные в 2006 году на ремонт и содержание региональных дорог.

Что касается нового проекта «Транснефти», то его значение для экономики и социальной сферы Иркутской области значительно шире рамок бюджетных доходов. Это и новые рабочие места, и возможность развивать новые отрасли промышленности. То, что нефтепровод должен быть построен, подчёркивается в обращениях губернатора Иркутской области Александра Тишанина и председателя Законодательного собрания Виктора Круглова. Другое дело, что проект необходимо реализовать без ущерба для уникальной природы Байкала.

— «Транснефть» согласна с этим?

— Выступая перед парламентариями, Михаил Чемакин заявил, что такая возможность существует. Он сообщил, что гарантией служат совершенные технологии изготовления труб, современные способы монтажа, обеспечивающие безопасность системы при землетрясении в 10-12 баллов. При этом, как отметил руководитель ООО «Востокнефтепровод», с учётом уникальности Байкала предусматривается провести дополнительные работы и довести запас прочности до 15 баллов. Все работы, связанные со строительством нефтепровода, будут вестись под наблюдением государственных надзорных органов. По трассе нефтепровода будут установлены сейсмические станции.

— И как областные парламентарии отнеслись к этим аргументам?

— Выступление вызвало много вопросов. Вместе с тем депутаты оценили готовность руководителя «Востокнефтепровода» к диалогу. Что касается парламентариев, то их поведение вполне понятно, поскольку представитель «Транснефти» впервые публично изложил перед депутатами свои аргументы по поводу строительства нефтепровода и назвал гарантии его безопасной деятельности. Всё это предстоит взвесить и оценить.

— Но для этого потребуется время. Где его взять?

— По словам Михаила Чемакина, прокладка трассы до Усть-Кута займёт не менее полутора лет. Только потом настанет очередь участка, проходящего в непосредственной близости от Байкала. Срок, как видим, немалый, вполне достаточный, чтобы обсудить все «за» и «против». Но диалог надо вести на высоком экспертном уровне, обеспечить участие в обсуждении специалистов, представляющих обе стороны. Повторюсь, я с уважением отношусь к праву граждан свободно выражать своё мнение, считаю это право основным достижением демократии, но думаю, что несанкционированные митинги и пикеты — не самый лучший способ для решения столь сложных вопросов.

— А что бы вы могли предложить со своей стороны?

— Во всяком случае, конфликтная ситуация вокруг одного участка нефтепровода не должна препятствовать реализации этого стратегически важного для страны проекта в целом. А ведь именно эту цель преследуют многочисленные обращения, которые продолжают поступать в органы федеральной власти. На сессии Законодательного собрания мы услышим аргументы, на основании которых «Транснефть» считает свой проект экологически безопасным. Я не сомневаюсь, что состоится содержательный и предметный разговор.

Считаю, что рамки дискуссии надо расширить. Как известно, в сентябре в Иркутске будет проходить очередной Байкальский экономический форум. Вопрос о безопасности Байкала можно было бы обсудить на специально созданной в рамках форума секции. Высокий статус Байкальского экономического форума позволит привлечь к работе авторитетных экспертов, познакомиться с мировым опытом решения подобных задач.

Беседовал Алексей БРУСКОВ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры