Сергей Эмдин: "Без МВА не получится"
Генеральный директор "Иркутскэнерго" Сергей Эмдин молод - 34 года, успешен - один из ведущих топ-менеджеров региона, вынослив - 12-часовой рабочий день. У него репутация человека, мгновенно принимающего решения. Как считает сам Эмдин, всё это - во многом благодаря образованию "Мастер бизнес-администрирования", полученному в Гарварде.
— Сергей Владимирович, а как у вас вообще возникла мысль получить диплом МВА? Ведь в начале девяностых о подобном образовании в России даже слышали немногие…
— Ещё до получения МВА я учился в университете штата Канзас. И там наблюдал, как строится система образования менеджеров-управленцев. Вернувшись в Россию, я поступил на работу в компанию, которая стала реальной школой жизни. Это компания «МакКинзи». И вот уже там я увидел своими глазами на примере удачных карьер многих коллег, насколько это важно — получить образование МВА. И я поехал в Гарвард.
— Обучение в ведущей бизнес-школе планеты — удовольствие недешёвое?
— Тогда это стоило около 12 тысяч долларов за семестр, почти 50 тысяч долларов за весь двухгодичный курс. Плюс значительные деньги требуются на жильё, просто на жизнь. Та программа, по которой я учился, требовала как раз полного погружения в учебный процесс, с отрывом от работы. И сейчас даже страшно вспомнить, как всё удавалось совместить.
— И что же такое МВА? В чём отличие таких бизнес-программ от привычных нам вузовских?
— Обучение по программе МВА — это не стандартное обучение, к которому мы привыкли. Основа, если говорить знакомыми понятиями, — это семинарские занятия, сплошной интерактив, обучение с помощью изучения прошлого опыта, постоянные обсуждения проблем и моделирование каких-то кризисных ситуаций. И большая практическая часть — работа на предприятиях в ходе многочисленных мини-практик.
— И, как по-вашему, насколько диплом МВА соответствует тому имиджу, который есть у него во всём мире?
— Без МВА современному руководителю или тому, кто хочет им стать, не обойтись. И вот почему.
В первую очередь, это реальные практические знания, которые ты получаешь в сжатом и насыщенном варианте. Конечно, такие знания можно набрать и в жизни, но для этого потребуется очень много лет, а кому-то и вся жизнь. А в МВА ты получаешь их за два года. Благодаря специальным методикам, а также тому, что на курсе собрано очень много интересных людей со всего мира, есть возможность очень быстро учиться.
Одна из эксклюзивных особенностей МВА — это обучение не только от преподавателей, но и от собственных коллег-сокурсников. Преподаватель организует процесс общения, играет больше роль модератора, катализатора обучения. Это чрезвычайно эффективно, ведь образование получают люди, которые уже состоялись, и у них есть чему поучиться. Во-вторых, получение диплома МВА даёт возможность открыть перед собой многие двери, которые до этого были закрыты. Это настоящий трамплин. Есть уровни, на которые попасть невозможно, не имея диплома МВА.
В-третьих, это образование — как клеймо, в хорошем смысле слова. Когда работодатель в большой компании или корпорации принимает кадровое решение, у него очень мало времени. Он видит перед собой двух потенциальных сотрудников, и при прочих равных качествах степень МВА подтолкнёт сделать выбор в пользу её обладателя. Это несомненно.
— Сергей Владимирович, но есть ведь люди безусловно состоявшиеся, но не имеющие образования МВА… Вот у Михаила Ходорковского был такой диплом?
— Нет, у Ходорковского такого диплома не было. И вообще большинство наших предпринимателей, крупных преуспевающих бизнесменов МВА не имеют. Но, я думаю, это специфика тех времён и той ситуации, которая сложилась в России в начале 90-х годов. С каждым годом количество людей с дипломами МBА в России возрастает. Значит, это необходимость. Кстати, вице-премьер правительства Жуков, уже будучи далеко не в студенческом возрасте, тоже окончил Гарвард. А Билла Гейтса выгнали со второго курса Гарварда. Но исключения лишь подтверждают правило. И в крупных западных компаниях основная масса менеджеров среднего и высшего звена имеет диплом МВА.
— А почему вы выбрали именно Гарвард?
— Я хотел учиться в одной из пяти лучших школ мира. Там, кстати, довольно сложный процесс приёма, высокий конкурс и деньги ничего не решают.
— Много ли россиян обучается в Гарварде?
— За год выпускается 800-900 человек. Квота для русских — 4-5 человек, включая эмигрантов. Все по окончании устроены хорошо. Все при деле и не жалеют, что получили такое образование. С точки зрения финансов — тоже нормально у всех. И социальный статус вполне достойный. Отношения мы тоже поддерживаем.
— Что бы вы назвали ключевой особенностью этого образования, что именно делает его таким эффективным?
— Почти все занятия основываются на том, насколько аргументированно ты можешь отстаивать свою точку зрения в публичном месте. Кстати, это зависит в том числе и от того, насколько хорошо ты владеешь языком.
Очень трудно заставить себя встать перед группой 70-80 человек, доказывать что-то, спорить на чужом языке с людьми, которые в принципе не дураки, которые являются деловой элитой своей нации, с людьми, которые уже прошли обучение на уровне бакалавра университета Америки, поработали два-три года в лучших корпорациях США.
Первый свой семестр по программе МВА я буду помнить, наверное, всю жизнь. Это был огромнейший стресс и огромные нагрузки, и физические и моральные. Потом стало немножко полегче. Это входит в философию программы МВА — подвергнуть студента таким огромным перегрузкам. Кто выживет — тот выживет, тот способен к большим нагрузкам. Отсев на программе — около 10 процентов, причём деньги за обучение не возвращают.
— Реально ли подобное бизнес-обучение на российской почве?
— Я думаю, вполне. Только само по себе это не произойдёт. Мне кажется, для вузов с МВА очень важным будет добиться качественного состава студентов. Причём это даже в большей степени важно, чем состав преподавателей. Потому что программа МВА — это не типичное вузовское образование. Ты просто живёшь в квазимодели реального мира и в течение дня проигрываешь пять, шесть, семь реальных ситуаций, с которыми ты наверняка встретишься в жизни. Поэтому важно, чтобы напарники у тебя были тоже достаточно профессиональными. Успех в основном зависит от них.
В самых лучших международных программах обучение основано на том, чтобы свести в одном месте лучших по интеллекту, предыдущему опыту, по личным качествам, но вместе с тем абсолютно разных людей в одной комнате, чтобы они учились друг у друга. Я боюсь, что проблема российских МВА будет именно в том, что соберут однотипных людей, которые гонятся за карьерой, работают примерно в одинаковой среде финансовых и крупных промышленных структур. Они, конечно, и востребованы будут пока только в этих структурах. Но со временем потребности в таких специалистах должны появиться в среднем и даже в мелком семейном бизнесе, в аппарате госуправления.
— Увидев безусловную эффективность этого образования, пытаетесь ли вы и своих коллег приобщить к МВА?
— У нас в «Иркутскэнерго» сейчас самая дефицитная специальность — это технический инженер с экономическим образованием. Поэтому мы сделали свою программу, и 15 человек обучаются на МВА. Правда, не в Гарварде, а в Москве. Причём учатся как управленцы высшего звена, так и молодые перспективные производственники.
— Что для вас лично означало получение степени МВА?
— Если бы не это образование, мне очень сложно было бы добиться того, чего я достиг уже сейчас. Потребовалось бы гораздо больше времени, чтобы себя реализовать, и вообще не факт, что это случилось бы. История, конечно, не знает сослагательного наклонения. Но однозначно можно констатировать: это был трамплин, который позволил совсем с другой высоты смотреть на мир.
Беседовала Анна ПОТАШОВА
***
Бизнес-образование МBА (Master of Business Administration, Эм-Би-Эй — Мастер бизнес-администрирования) — это программы, дающие возможность людям, имеющим высшее образование, получить углублённые знания в области управления бизнеса и делового администрирования. Главная их цель — обеспечить теоретическую и практическую подготовку в области менеджмента и подготовить руководителей высшего звена.
***
Получение МВА даёт шанс формировать свою жизнь так, как ты этого хочешь. Если хочешь — можешь быть публичным человеком; если хочешь быть инвестиционным банкиром, проводить какие-то сделки и при этом находиться за кулисами — можешь достичь и этого.
Хочешь работать в управляющей компании, на непубличной должности, но при этом решать глобальные стратегические вопросы? И это возможно.
Биографическая справка
Сергей Эмдин родился 20 мая 1971 года в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет, Канзасский университет (США), Гарвардскую Школу бизнеса, имеет звание магистра бизнес-администрирования. Работал аналитиком «МакКинзи и компания, Инк, Россия» (Санкт-Петербург), «МакКинзи и компания, Инк, ФСЮ» (Москва), консультантом московского представительства «МакКинзи и компания, Инк, ФСЮ» (Москва). С 2000 по 2001 год — первый заместитель генерального директора ОАО «Ульяновский автозавод» (Ульяновск). В 2001 — 2002 годах работал заместителем генерального директора по развитию автомобильного бизнеса ЗАО «Северстальинвест» (Череповецк). В 2002 году был назначен на должность исполнительного директора ООО «Северстальавто» (Москва). В декабре 2002 года назначен на должность исполнительного директора ОАО «Иркутскэнерго», с 2005 года — генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго».