По минимуму. Президент издал указ о преференциях для объединяющихся регионов
В четверг на официальном сайте президента РФ появился текст указа "О мерах по социально-экономическому развитию Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа", приуроченный к объединению области и округа. Для Приангарья указ предусматривает достройку моста через Ангару в Иркутске и объездной дороги вокруг областного центра. И пункт о развитии энергетического комплекса нового субъекта федерации. Областные власти уверены, что это очень много. Но на фоне указов, подготовленных перед объединением других регионов, Приангарье выглядит очень бледно.
В среду президент встретился с руководством области и округа, своим полпредом в СФО Анатолием Квашниным и замруководителя своей администрации Владиславом Сурковым. Глава государства начал с того, что выразил недовольство социально-экономической ситуацией в обоих регионах и уверенность в том, что она наладится после их объединения. Он пообещал передать два гидролизных завода (Тулунский и Бирюсинский) в областную собственность (сейчас ими владеет федерация) и достроить мост через Ангару в Иркутске и объездную дорогу вокруг областного центра. Уже на встрече президент заявил, что подпишет указ «О мерах по социально-экономическому развитию Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа». Если мост и объездная дорога в него попали, то о гидролизных заводах речь в документе не идёт. Кроме того, ничего конкретного не говорится о пакете в 15% — 1 акция ОАО «Иркутскэнерго», который областные власти просили передать в управление региону ещё в обращении к президенту об объединении, подписанном 10 октября прошлого года. Вместо этого пункта — фраза о том, что правительство должно «принять необходимые меры по развитию энергетического комплекса нового субъекта». Дотации Усть-Орде сохраняются на весь период объединения — до 2009 года на уровне 2006 с учётом инфляции.
Вчера на брифинге губернатор Иркутской области Александр Тишанин уверил собравшихся, что это уже очень много, ведь «бизнес пойдёт туда, где есть инфраструктура», а она будет развиваться тогда, когда в субъекте федерации будет работать «нормальная дееспособная власть». Он считает, что мост и объездная дорога — это только начало, которое «подчёркивает правильность наших намерений». На вопрос журналистов о 15% акций Иркутской энергокомпании Тишанин ответил: пункт в указе означает, что со временем акции «безусловно перейдут в ведение Иркутской области». А сроки передачи будут зависеть от «настойчивости областной власти, от искусства специалистов администрации и моего личного участия». На вопрос о том, на каких условиях будут переданы гидролизные заводы в областную собственность, губернатор ответил, что «нам их передают так, без всяких условий. Региональная власть желает заниматься этими предприятиями и, естественно, получит желаемое в руки».
Спикер Заксобрания Виктор Круглов пояснил «Конкуренту», что гидролизные заводы будут передаваться специальными распоряжениями правительства, поэтому их нет в указе президента. «Теперь необходимо создать рабочую группу, принять анти-кризисную программу, вывести их из нынешнего состояния и продать», — считает Круглов. На вопрос «Конкурента», что значит фраза «предусматривать в установленном порядке средства на финансирование объектов», в частности моста и объездной дороги, спикер пояснил: «Вы же видите, как сейчас они финансируются — нам всё время приходится выделять средства из областного бюджета, хотя мост — это федеральный объект». Теперь, по словам Круглова, финансировать объекты будет федеральный центр и денег будет намного больше.
Однако сам указ вызывает у наблюдателей очень большие сомнения и вопросы. Они указывают на главную проблему указа: в нём нет ни одной конкретной цифры и не установлены сроки ввода указанных объектов. Депутат Алексей Козьмин считает, что в тексте явно не хватает пунктов о создании на территории Иркутской области особых экономических зон и освоении месторождений природных ресурсов (например, Ковыктинского газоконденсатного и Сухоложского золоторудного). «Дело не в количестве объектов, — считает депутат, — а в их качестве. Эти объекты не играют стратегической роли в развитии области. Хотя в представленной Институтом региональной политики стратегии развития области есть перечень стратегически важных объектов, но они не вошли в указ президента. Сравните с аналогичным указом для Красноярского края — там все объекты чётко привязаны к краевой стратегии развития».
Действительно, в подобном указе для Красноярского края объектов значительно больше и все они связаны с проектом развития экономики региона. Это и дороги до зоны развития «Нижнего Приангарья», и окончание строительства Богучанской ГЭС (она должна стать ядром «Нижнего Приангарья») и освоение Ванкорского месторождения. На его фоне Приангарье выглядит крайне бледно.
Директор по международным и специальным проектам компании «Русал» Александр Лившиц также озадачился указом: «Почему Усть-Орда будет финансироваться на прежнем уровне только три года? Сейчас она на 88-м месте по собственным доходам. Через три года она что, на первом будет? Почему только два объекта для Иркутска (имеется в виду мост через Ангару и объездная дорога. — «Конкурент») и не больше? Надо добиваться большего, и делать это настойчивее». На вопрос, как же так получилось, что Иркутской области почти ничего не досталось, один из депутатов коротко ответил: «Значит, они (красноярцы. — «Конкурент») работали лучше нас».