издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Педагогический авангард. В Иркутске прошёл второй областной образовательный форум "Образование Приангарья-2006"

  • Автор: Елена ЛЬВОВА

В нём приняли участие представители 217 образовательных учреждений, 16 муниципальных методических служб, педагоги и руководители из 36 территорий региона, руководители муниципальных образований Иркутской области, руководители и специалисты муниципальных органов управления образования.

В рамках форума проведён финал областного конкурса «Образцовое учреждение образования Иркутской области-2006». В номинации «Инновационная модель образовательного учреждения» победитель не был определён — второе место между собой поделили средняя образовательная школа 11 города Усть-Илимска и гимназия 44 города Иркутска.

В номинации «Образовательное учреждение и получение профессии» лучшим стал Зиминский лицей, которому в этом году исполнилось четырнадцать лет. Этот лицей является экспериментальной площадкой областного уровня. Тема его экспериментальной деятельности — «Модели организации профильного обучения на уровне образовательного учреждения». Педагогический коллектив лицея определил для себя следующие приоритеты: развитие интеллектуальных и творческих способностей личности и познавательной активности, формирование уважительного отношения к своей культуре, традициям, языку других народов, толерантного отношения к иному мнению, формирование социальной активности как проявление гражданственности, интеллекта, творчества. Зиминский лицей является победителем городского форума «Достижения образовательных учреждений 2004-2005 учебного года» в номинации «Общее образование». Его проект «Заботимся о жизни каждого» получил грант на областном конкурсе творческих проектов «Фестиваль молодёжных инициатив», немало на счету лицея и других достижений.

В номинации «Школа гражданского становления» победительницей стала средняя образовательная школа 3 города Саянска. Это образовательное учреждение работает с сентября 1983 года. В настоящее время здесь обучается 684 ученика в 32 классах-комплектах. В школе работают два заслуженных учителя Российской Федерации, тринадцать отличников образования и почётных работников общего и профессионального образования. В 2004-2005 учебном году коллективом школы разработана программа развития «школы самовыражения», педагогическая концепция которой и программа «Гражданин своего Отечества» определили основную цель воспитания и обучения. Она предполагает формирование личности политически грамотной, осознающей свои права и обязанности по отношению к стране, где человек родился, испытывающей потребность и способной проявлять общественную активность, строящей отношения с окружающим миром на основе товарищеской заботы, творческого содружества и созидательного труда.

Стержнем в определении содержания деятельности школы на новом этапе развития является целостное отношение к человеку, Отечеству, знанию. В учебно-воспитательном процессе школы внедряется ряд инноваций. В частности, это формирование социальной активности пятиклассников через развитие ученического самоуправления. Кроме того, инновационный подход выражается в программно-диагностическом обеспечении процесса воспитания детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, как условие их успешной социализации. Уделяется внимание и формированию и развитию субъективной позиции учителя и ученика начальных классов в целостном педагогическом процессе, влиянию экспертно-аналитической деятельности учителя на качество его профессионального роста.

В школе эффективно работает совет школы, который принимает активное участие в организации и проведении общегородских и школьных родительских конференций, собраний, традиционных дней школы. С 2005 года школа работает в режиме развития: программно-целевой характер управления и участие школы в эксперименте по проекту «Развитие личности школьника в воспитательном пространстве малого города» позволяет повысить социальную активность школьников.

Лучшей в номинации «Школа — социокультурный центр села» стала Мишелевская средняя образовательная школа Усольского района.

В номинации «Школа успеха» победителем признан центр образования «Альянс» посёлка Харик Куйтунского района. Главная цель работы этого образовательного учреждения — обеспечить развитие образовательного и воспитательного пространства центра образования в интересах становления гармонично развитой, социально активной, творческой личности на основе формирования ценностного отношения к себе и окружающему миру. «Альянс» трижды удостаивался звания «Школа года», носит почётное звание «Школа века». Здесь создан краеведческий музей, силами учеников и учителей воздвигнут памятник выпускникам 1941 года, погибшим во время Великой Отечественной войны. Ежегодно школа занимает первое место в конкурсе на лучший учебно-опытный участок, дважды становилась победителем в областном слёте юннатов. Кроме того, «Альянс» является областной экспериментальной площадкой по теме «Содержание и организация деятельности образовательных учреждений села (детский сад, средняя школа, дом культуры) как условие эффективного непрерывного формирования и развития ценностной ориентации сельских школьников».

Также в этой школе реализуется программа развития на 2002 — 2008 годы под названием «Школа социальной культуры». В структуру центра образования «Альянс» входят Харикская средняя общеобразовательная школа 1, Ахтинская начальная общеобразовательная школа, Листвянская начальная общеобразовательная школа, Сосновская начальная общеобразовательная школа, Харчевская начальная общеобразовательная школа, Садовая начальная общеобразовательная школа, Степная начальная общеобразовательная школа, детский сад «Тополёк», Дом культуры «Радуга», филиал районной библиотеки, сельскохозяйственное образовательное учреждение «Трудовое».

В номинации «Лучшее учреждение дошкольного образования» первое место заняло муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Усть-Кута. Победителем в номинации «Лучшее учреждение специального образования» признан санаторный детский дом 5 города Иркутска.

А в номинации «Учреждение дополнительного образования» лучшим признан Центр развития творчества детей и юношества города Шелехова. Это учреждение впервые приняло детей в 1971 году как Дом пионеров. За минувшие годы он успел пройти путь от внешкольного учреждения до Центра развития творчества детей и юношества. Сегодня он охватывает дополнительным образованием более трети юных шелеховчан.

За эти годы в центре создано уникальное образовательное пространство дополнительного образования детей, в котором ребёнок на основе потребностей и интересов выбирает свой собственный маршрут. Здесь создана современная материально-техническая база, совершенствуется программно-методическое обеспечение образовательного процесса, отработана система повышения квалификации педагогических кадров, выросли интересные творческие коллективы.

Сегодня объединения Центра развития творчества детей и юношества города Шелехова посещает более трёх тысяч учеников. Всего здесь 214 объединений, которые работают по шести направлениям: художественно-эстетическое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, культурологическое, социально-педагогическое.

Сегодня этот центр аттестован и аккредитован на высшую квалификационную категорию. Он первый в Иркутской области принял участие в финале Российского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», проходящего в Санкт-Петербурге. А действующему на базе этого центра хореографическому ансамблю «Свой стиль» трижды присваивалось звание «Детский образцовый хореографический ансамбль». Кроме того, центр — единственное образовательное учреждение в Иркутской области, на базе которого активно развиваются детско-молодёжные общественные организации: скаутские объединения, туристско-краеведческий экспедиционный клуб «Наследники», районный школьный парламент.

Лучшим учреждением начального профессионального образования признано профессиональное училище 30 города Ангарска. Его основной задачей является становление профессиональной компетентности молодого рабочего, востребованного на рынке труда и способного реализовать себя в условиях современной жизни. Этому училищу в нынешнем году исполнилось 32 года, причём из этих лет последние пять оно является участником Международного российско-британского проекта. Сегодня в этом образовательном учреждении введён в эксплуатацию современный компьютерный класс, оснащённый мультимедийным оборудованием, актовый зал оборудован самой современной звуковой аппаратурой и техникой. В учебно-производственных мастерских устаревшее оборудование заменено на современное. В минувшем году училище завоевало первое место на конкурсе «Лучший сайт о своём учебном заведении» и победило на фестивале ученических средств массовой информации. Также это учреждение образования стало победителем городского конкурса «Лучшая организация Иркутской области по проведению работы в сфере охраны труда». Выпускница профессионального училища 30 стала победительницей городского конкурса «Лучший продавец города Ангарска».

В номинации «Лучшее образовательное учреждение среднего профессионального (педагогического) образования (конкурс инновационных проектов)» победителем стал педагогический колледж 3 города Иркутска. Это уникальное образовательное учреждение в Иркутской области, которое среди педагогических колледжей единственное готовит специалистов в сфере музыкального образования. Причём специализация здесь идёт на наиболее распространённых и доступных музыкальных инструментах, например, баяне. Ведь не каждое образовательное учреждение может позволить себе приобрести пианино. Цель деятельности этого колледжа — сделать музыкальное образование более доступным.

Однако победа в конкурсе для участников форума — это не главное. «Прежде всего, это мероприятие — хорошая учёба для его участников, обмен опытом работы, возможность для общения учителей и директоров», — считает проректор Иркутского института повышения квалификации работников образования по научно-методической работе и внешним связям Наталья Чапоргина.

Участники очень высоко отзываются о прошедшем форуме. По их мнению, мероприятие такого уровня позволяет участникам представить личный педагогический опыт и результаты деятельности образовательного учреждения, обогатить их новыми идеями, содержанием, и в то же время острее осознать свои проблемы, установить деловые контакты с другими образовательными учреждениями.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры