Железные инвестиции. РЖД вложит в экономику Приангарья около 15 млрд. долларов
О том, как будет развиваться Приангарье в ближайшие несколько лет, говорили участники экономической конференции "Объединённая Иркутская область: перспективы роста", которая проходила 7-8 апреля в Байкал Бизнес Центре. Особое внимание они уделили инвестиционным перспективам нашего региона. По словам организаторов конференции, объём инвестиций, которые поступят в Восточную Сибирь от частного бизнеса, составит около 100 млрд. долларов США. Причём в реализации этих проектов заинтересованы и бизнес, и власть, и общество. Проведение таких конференций - первый шаг к тому, чтобы проекты стали реальностью.
Организаторы конференции — администрация Иркутской области, аналитический центр «Эксперт» и рейтинговое агентство «Эксперт» — отметили, что время и место для её проведения выбраны не случайно. «Экономическая активизация на востоке страны сравнима с периодом индустриализации, которая проводилась в советские времена, — считают инициаторы мероприятия. — Объём запланированных крупным бизнесом инвестиций в экономику Иркутской области в течение ближайших пяти лет составляет 18 млрд. долларов, десяти лет — 25-30 млрд. долларов». Причём эксперты учитывали только крупные проекты, сумма которых превышает 100 млн. рублей.
Прогнозы аналитиков обсуждали участники конференции — представители федеральных министерств и ведомств, администрации Иркутской области, Законодательного собрания региона, корпораций российского и регионального масштаба — всего около 500 человек. О сотрудничестве между Иркутской областью и крупными промышленными корпорациями говорили их руководители — председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Ананенков, член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Вексельберг, генеральный директор лесопромышленной корпорации «Илим Палп» Сергей Костылев и другие.
Владимир Якунин отметил, что ВСЖД — филиал ОАО «РЖД» является одним из крупнейших налогоплательщиков в Иркутской области, на её долю приходится порядка 15% различных поступлений. Железная дорога стала первой корпорацией, которая в 1995 году заключила с региональной администрацией соглашение о социально-экономическом партнёрстве. В нынешнем году дорога подготовила и направила в администрацию проект среднесрочного соглашения на 2006-2008 годы, где прописаны конкретные направления сотрудничества: в инвестиционной сфере, в сфере жизнеобеспечения, по обеспечению безопасности движения и другие. Соглашение даёт возможность совместной работы по планированию бюджетов сторон, например, в части финансирования инвестиционных программ, считают менеджеры магистрали.
До 2015 года РЖД планируют инвестировать в развитие ВСЖД в объединённой Иркутской области порядка 15 млрд. долларов. Уже сейчас магистраль готовит инфраструктуру, подвижной состав и технологию перевозок для реализации масштабных инвестиционных проектов Иркутской области — освоения Ковыктинского газоконденсатного и Верхнечонского нефтяного месторождений. «Переработка нефти и газа позволит значительно увеличить экспортные перевозки. Наша задача — их обеспечить», — подчеркнул Якунин.
В 2005 году ВСЖД увеличила поставки нефти в Китай на 34,1%, всего было перевезено более 7,6 млн. тонн сырой нефти. В нынешнем году ВСЖД в два раза увеличит погрузку и перевезёт в КНР до 15 млн. тонн нефти, в перспективе объёмы перевозки могут быть увеличены до 30 млн. тонн в год. Сейчас все усилия направлены на обеспечение пропускных способностей железной дороги в направлении КНР. На эти работы до 2008 года планируется выделить около 300 млрд. рублей.
Эксперты считают планы железнодорожников вполне осуществимыми. В инвестиционной компании «Проспект» не исключают, что рост произойдёт исключительно за счёт ресурса Роснефти. «Компания планирует значительно увеличить отгрузку нефти на экспорт в Китай, c нынешних 5 млн. до 9 млн. тонн», — рассказали нам в ИК «ФИНАМ». В Роснефти подтвердили эту информацию. Запланированные объёмы поставки нефти в Китай в 2006 году составят около 9 млн. тонн, сообщили в пресс-службе компании. В ГК «Регион» не исключают, что «закрыть» поставки нефти удастся и за счёт компании «Сибнефть», хозяином которой стал «Газпром», который контролируется государством, как и «Российские железные дороги».
«Одна из наших основных задач — максимальное использование потенциала Транссиба и БАМа в международных, в том числе транзитных, перевозках, — рассказал глава компании. -Особое внимание будет уделяться не только БАМу, но и Ленскому железнодорожному узлу. Именно отсюда пойдёт большая часть потоков с сырой нефтью. Для их обеспечения рассматривается возможность строительства наливного терминала на Ленском узле», — рассказал Якунин.
Глава компании не исключает, что по мере выхода нефте-провода Восточная Сибирь — Дальний Восток на проектную мощность объёмы перевозки нефти в Китай будут снижаться. «В этом случае мы рассчитываем замещать их другими видами груза: рудой, лесом, углем, продукцией нефтехимии, контейнерными и пассажирскими перевозками. Мы полагаем, что динамика внешнеторгового оборота между Россией и Китаем будет неуклонно расти. Во всяком случае, те соглашения, которые были достигнуты во время визита в Китай президента Владимира Путина, дают все основания на это рассчитывать», — отметил Владимир Якунин.
По его словам, даже строительство трубопровода будет способствовать росту грузоперевозок на магистрали. Нельзя забывать, что для строительства восточной трубы тоже нужно перевезти огромное количество грузов, отметил председатель правления РЖД. Он напомнил о важном преимуществе контейнерных перевозок перед трубопроводами — потребитель получает именно ту нефть, которую залили в контейнер, возможность смешивания, к примеру, с низкокачественными сортами полностью исключена. «В этом случае мы будем зарабатывать деньги на качестве», — подчеркнул глава РАО.
Говоря о железнодорожных тарифах для грузоперевозчиков, Якунин отметил, что эта тема обсуждалась на прошедшем недавно заседании правительства. Было принято решение о том, что тарифы в нынешнем году не превысят уровня инфляции. Глава РЖД подчеркнул, что тарифы на железнодорожные перевозки устанавливает Федеральная служба по тарифам, а не «Российские железные дороги», последние только обосновывают свои предложения. Причём компания исходит из трёх принципов: не допускать увеличения транспортной составляющей в цене на российские товары, держаться в пределах инфляции, постепенно выравнивать те диспаритеты, которые образовались в предыдущее десятилетие. Производителям важно иметь чёткие долгосрочные представления об уровне тарифов, поэтому РЖД настаивает на том, чтобы государство определяло тарифы не на один год, а как минимум на три.
Владимир Якунин рассказал о планах «Российских железных дорог» в сфере туризма, который является одной из самых перспективных и динамично развивающихся в регионе отраслей. Особенно в свете готовящегося проекта закона об особых экономических туристско-рекреационных зонах, который планируется принять до конца апреля. Задача таких зон — создать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат в регионах России. РЖД уже организовали туристические железнодорожные маршруты, такие как ретро-поезд «Байкальский круиз» по маршруту Кругобайкальской дороги, туристический поезд «Байкальский экспресс».
«У нас есть долговременные планы по формированию уникального международного туристического маршрута по железной дороге — от Берлина до Пекина с остановками в наиболее красивых и интересных местах, в том числе в Иркутске и на Кругобайкальской железной дороге и Байкале. Новый проект не только поможет привлечь на озеро новые туристические группы, но и будет способствовать притоку относительно дешёвых и быстрых денег в местную экономику», — сообщил Владимир Якунин.