Игорь Гринберг: Хватит летать с одним крылом!
На актуальные вопросы по воссоединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа отвечает депутат Законодательного собрания, генеральный директор "ИРКАЗ-СУАЛа" Игорь Гринберг.
— Игорь Самсонович, а зачем вообще нужен референдум? Может быть, не спрашивая население, вновь объединить область и округ указом или постановлением?
— Всенародный референдум — единственный законный способ воссоединить Иркутскую область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Применение каких-либо административных методов не соответствует ни Конституции, ни законам России.
Да, распад области как единой территории произошёл без нашего участия. Не по нашей вине.
Уверен, это было прямым следствием ослабления государственной власти в стране. Как результат в нашем регионе возникла масса социальных, территориальных, политических проблем. Область понесла крупные экономические потери. Так что теперь мы исправляем ошибки прошлого. Пусть и не наши.
— Какие, по-вашему, главные аргументы в пользу объединения?
— Во-первых, Иркутская область — промышленный регион, который сейчас испытывает дефицит продовольственных товаров. Спрос на них постоянно растёт. Мы импортируем из других стран и регионов практически весь ассортимент питания. Областной агрокомплекс не может обеспечить в полной мере местное население мясом, овощами, фруктами, зерном. Конечно, вряд ли сибирский регион сможет закрыть потребность населения во фруктах, но сократить дефицит мяса, овощей и зерна вполне по силам, если использовать потенциал сельских хозяйств Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Создание и интенсивное развитие единого агрокомплекса является реальным механизмом решения продовольственной безопасности Восточной-Сибири.
Промышленность и сельское хозяйство — это крылья региональной экономики. Чтобы взлететь, должны мощно работать оба.
Во-вторых, через 10-15 лет именно Восточная Сибирь станет главной ресурсно-сырьевой базой страны. А ведь обеспечить экономический рост и социальное благополучие смогут только крепкие регионы. Регионы, обладающие достаточными экономическими и, особо подчеркну, политическими ресурсами.
Кстати, рядом с нами уже есть такой регион. Объединённый Красноярский край. А ведь потенциал Иркутской области не уступает успешному соседу! Мы можем и должны стать ещё одним опорным регионом России.
— Что это даст нам — жителям Иркутской области?
— Право на справедливые, весомые доходы от разработки своих природных богатств.
Мы способны создать условия для привлечения инвестиций в Приангарье. Вот почему мы обязаны воспользоваться благоприятной политической ситуацией, чтобы повысить статус области на федеральном уровне.
— Вы считаете, что объединение может этому способствовать?
— Обязательно! Политика, которая проводится федеральным центром, заключается сегодня во всесторонней поддержке — прежде всего в бюджетной поддержке — сильным регионам, которые задают ориентиры развития для всей страны.
Наша Иркутская область по своему природному, промышленному и трудовому потенциалу именно такой регион. Мы были ведущим регионом во времена Советского Союза. Мы вновь должны стать им в новой России!
Объединение двух территорий — это стартовое условие реализации в Иркутской области крупнейших промышленных проектов.
Мы обязаны ставить перед собой амбициозные цели, серьёзные задачи.
Ввод новых энергетических мощностей, развитие транспортной инфраструктуры, телекоммуникаций.
Новые объекты нефтегазовой промышленности, химической, металлургической. Мы должны вывести на новый уровень лесную отрасль.
Сейчас в Иркутской области есть несколько мощных проектов, но если бы реализовывались не два-три, а 15-20, то мы бы жили совершенно в другом регионе. В других условиях. С другим, более высоким, уровнем жизни населения.
Совершенно с другими — хочу это особо подчеркнуть — отношениями с федеральным центром.
— Возможно ли, в принципе, в нашем регионе объединить усилия местных промышленников?
— Конечно, и первый удачный опыт уже есть в Шелеховском районе, где ведётся реализация проекта «ИркАЗ-5». На сегодня это самое крупное промышленное строительство в Иркутской области, аналогов которому не было уже лет двадцать. По сути, строится второй алюминиевый завод.
Раньше на такие стройки свозили специалистов со всего Союза. Сейчас тоже есть мода вербовать гастарбайтеров из Средней Азии, Молдавии, Украины, Китая. Мы решили возродить строительную мощь местных предприятий, которые в своё время строили Иркутский алюминиевый завод, Ангарский нефтеперерабатывающий комбинат и другие объекты, до сих пор представляющие гордость индустрии Приангарья.
Два года назад мы разработали специальную программу внутри регионального сотрудничества. Привлекли на «ИркАЗ-5» практически все лучшие строительные организации Восточной Сибири. Кроме того, получили заказы и наши железнодорожники, и энергетики, и транспортники.
Хочу отметить заслуги иркутских учёных. Основное оборудование — электролизёры нового поколения — разработали специалисты СибВАМИ. Строительную документацию — местные проектные институты.
Вообще на всех участках работы наши организации доказали, что могут работать не хуже зарубежных. Получен отличный опыт, которым мы готовы поделиться со всеми, кто действительно желает развивать наш регион.
— Игорь Самсонович, как депутат Законодательного собрания вы постоянно связаны с решением вопросов социальной сферы. Как, по-вашему, национальные проекты в образовании, здравоохранении, строительстве жилья, молодёжной политике могут быть связаны с промышленными?
— Это прямая связь. Величина инвестиций в системы здравоохранения, образования, ЖКХ, сельского хозяйства зависит от успешной работы промышленности. Деньги на развитие будут получать опорные регионы, то есть те, где эффективно работает производство, есть научная база и само население настроено на созидание. Кроме того, нужно понимать, что федеральный бюджет не собирается брать на себя содержание социальной сферы регионов. Помочь — да, но зарабатывать, то есть наполнять местные бюджеты, увеличивать налогооблагаемую базу, надо, как и прежде, самим.
— Игорь Самсонович, с 90-х годов основная часть продукции алюминиевой промышленности России идёт на экспорт. Будет ли она востребована в нашей стране?
— Мы с вами говорили о четырёх национальных проектах, социальных, но ведь президент обозначил ещё и пятый: возрождение авиационной промышленности. Сегодня это одна из важнейших государственных задач.
Сейчас наш металл покупают предприятия по всему миру. Из него делают и сковородки, и автомобили, и космические корабли. Но было бы здорово, если бы из нашего металла выросли новые мощные крылья России.
Беседовал Сергей РОЩИН