издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Разрушительное безразличие

Государственные пакеты предприятий Иркутской области должны быть переданы из федеральной собственности в собственность самого субъекта РФ. К такому мнению пришли участники "круглого стола" "Банкротство градообразующих предприятий Иркутской области". Он был организован комитетом по собственности и экономической политике Законодательного собрания и прошёл под председательством руководителя этого комитета Максима Сурнина.

Опыт последних лет со всей очевидностью показал, насколько неэффективным является управление государственными пакетами акций предприятий, осуществляемое федеральными структурами. Одним из наиболее ярких примеров является новейшая история ОАО «Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота», о которой напомнил нынешний генеральный директор предприятия Сергей Паульзен.

Киренская РЭБ флота в девяностых годах прошлого века оказалась в весьма сложной ситуации, как и многие другие российские предприятия в тот период. Упали доходы и объёмы перевозок, появились задолженности по заработной плате и налогам. На этом этапе данное предприятие не вызывало никакого интереса у органов федеральной власти, которым принадлежал контрольный пакет акций предприятия — 51%. Но к 2000-2001 годам ситуация на РЭБ стабилизировалась, ей не только удалось преодолеть кризис, но и выйти на рентабельный уровень работы. Начались выплаты заработной платы, акционеры стали получать дивиденды.

И это сразу же привлекло к предприятию внимание федеральных структур — весьма нежелательное внимание, как вскоре выяснилось. Сверху поступило предложение обанкротить начавшую процветать РЭБ из-за старых долгов. Однако тогда предприятие удалось отстоять благодаря заступничеству министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу. В 2003 году РЭБ получила право реструктуризации старых долгов, вышла на объёмы перевозок 412 тыс. тонн в год, получая в результате доходы в размере 287 млн. рублей.

Федеральные власти вновь вспомнили о том, что обладают контрольным пакетом акций. И на этот раз, осуществляя свои полномочия, направили на Киренскую РЭБ флота свою управляющую команду. Фактически произошёл вооружённый захват. Под чутким руководством нового директората дела предприятия сразу же пошли под откос. Объём работы упал на 200%, доходы — на 160%. Одновременно началось отчуждение активов акционерного общества, которое Сергей Паульзен называет «беспрецедентным» по его размаху. Именно тогда Киренская РЭБ потеряла 14 уникальных судов типа «река-море», одна модернизация которых ранее обошлась в 4,5 млн. рублей. Их рыночная цена составляла около четырнадцати миллионов рублей, при этом продажа их была невыгодна предприятию — находясь в его собственности и работая, они приносили прибыль гораздо большую.

И вот они уходят в неизвестном направлении, проданные новым директором РЭБ за один (!) миллион рублей. Это наиболее красноречивый пример того, что происходило в тот период со стратегически важным предприятием области, но, к сожалению, далеко не единственный. В результате РЭБ начала обрастать долгами, появились задолженности по выплате заработной платы. Как потом выяснит Контрольно-счётная палата Иркутской области, за этот период ей был нанесен прямой и умышленный ущерб в размере 400 млн. рублей. Однако откровенно вялотекущий процесс судебных разбирательств до сих пор не позволил определить и наказать виновников происшедшего.

Ну а в то время уже всем сотрудникам предприятия стало очевидно, что ситуация дошла до критической точки. Многократные обращения к федеральным властям не давали никаких результатов. Глас РЭБ услышали только тогда, когда капитаны её судов перекрыли фарватер реки Лены. В результате удалось добиться смены руководства, однако момент, когда предприятие можно было спасти практически безболезненно, был упущен, уже началась процедура банкротства. Но и сегодня можно попытаться предпринять хоть какие-то шаги, реализовать имущество акционерного общества, не обеспечивающее напрямую его основную деятельность. В частности, речь идёт о принадлежащем предприятию лесоперерабатывающем комплексе. Однако это имущество арестовано. Несмотря на то, что Киренская РЭБ уже дважды выигрывала дело в суде, судебные приставы не спешат допустить её вновь до распоряжения собственными активами.

Примерно с такой же ситуацией столкнулась и Алексеевская РЭБ флота, в сложном положении оказался Осетровский речной порт. И сегодня, чтобы сохранить эти предприятия, нужно принимать гораздо более жёсткие меры, нежели это было необходимо два-три года назад. Но и принятие этих решений невозможно без поддержки владельца контрольного пакета акций, то есть федеральных структур. Именно поэтому речники с большим энтузиазмом восприняли разговор о возможности передачи государственного пакета акций в областную собственность. Ведь региональные власти в гораздо большей степени, нежели федеральные, заинтересованы в стабильности и процветании территорий Иркутской области.

Тем более что угроза потерять флот в бассейне Лены более чем реальна ещё и потому, что в свете творящейся на речных предприятиях региона неразберихи рынок северных перевозок вполне благополучно захватили суда соседнего субъекта — Республики Саха (Якутия). Так, в прошлом году на долю последних пришлось 2,2 млн. тонн грузов в этом бассейне, в то время как предприятия Иркутской области перевезли лишь 600 тысяч тонн. При этом количество судов у двух субъектов почти равное: Якутии принадлежит 55% судов, Иркутской области — 45%.

Генеральный директор ООО «Осетровская судоходная компания» Николай Труфанов считает необходимым принять ещё ряд мер для вывода этих предприятий из кризиса, помимо передачи федерального пакета акций в областную собственность. В частности, он полагает, что необходимо создать единый центр управления речным бизнесом на реке Лене, что позволило бы этим предприятиям действовать слаженно и вести единую политику. Кроме того, необходимы разработка и принятие программы развития речного флота Иркутской области как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу.

Однако проблема некомпетентного руководства сверху коснулась не только речников. Во весь рост она встала и перед гидролизной промышленностью региона. Наиболее яркий пример тому — Бирюсинский гидролизный завод, проблемы которого минувшей зимой были у всех на слуху. И одна из главных на то причин — абсолютно некомпетентная работа на предприятии-банкроте внешнего управляющего, направленного сюда по инициативе федеральных властей. Он не проявляет никакой заинтересованности в судьбе предприятия, практически не появляется там и не обнаруживает особого рвения в исполнении своих прямых обязанностей.

Аналогичная ситуация несколько ранее привела к критической стадии и ФГУП «ГОК «Мамслюда». Сегодня здесь процедура банкротства находится на стадии завершения. Но спущенные сверху внешние управляющие продолжают создавать ему проблемы. Сегодня они приняли решение о выставлении на торги предприятия со всеми его активами, в том числе и тех активов, которые никак напрямую не относятся к обеспечению основного производства. Это отпугнуло ряд заинтересованных покупателей. В результате торги назначены на 28 апреля, и при этом до сегодняшнего дня на участие в них не поступило ни одной заявки.

Все эти и ряд других примеров наглядно подтвердили необходимость требовать передачи государственных пакетов акций ряда предприятий региона из федеральной собственности в областную. Кроме того, депутаты пришли к мнению о том, что необходимо рекомендовать администрации Иркутской области организовать работу по координации деятельности процессов банкротства, возбуждённых на предприятиях, значимых для муниципальных образований, на территории которых они расположены. Также принят ряд других рекомендаций. Все они будут вынесены на утверждение майской сессии Законодательного собрания Иркутской области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры