Скороспелая стратегия. Обладминистрация показала своё видение развития объединённого региона
В прошлую субботу в "Байкал Бизнес Центре" в рамках экономической конференции "Объединённая Иркутская область: перспективы роста" обладминистрация презентовала стратегию развития объединённого региона до 2020 года. Основной упор в ней сделан на инвестпроекты крупных компаний. Обладминистрация видит свою роль в модернизации и создании необходимой для их реализации инфраструктуры. Часть экспертов не довольна тем, что региональные власти не имеют собственных стратегических приоритетов. В то же время некоторые аналитики оценивают документ положительно, так как в нём впервые всё расставлено на свои места - сначала развитие экономики области, а потом на основе полученных результатов решение социальных проблем.
Ещё 10 октября прошлого года, когда была утверждена дата референдума (16 апреля 2006 года) по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО), губернатор Александр Тишанин заявил, что к этому же времени будет разработана стратегия развития объединённого региона. Уже тогда «Конкурент» писал, что в отсутствии реальных преференций для области от федерального центра подобный документ — один из немногих поводов привлечь граждан на голосование. Кроме того, самой Иркутской области уже давно необходима стратегия развития, которая позволила бы привлечь средства из федерального бюджета под инфраструктурные проекты на территории региона. Дело в том, что, по мнению наших экспертов, с недавних пор наличие подобного документа — одно из важнейших условий для включения области в федеральные программы, оператором по которым выступает Министерство регионального развития.
Проблемы с разработчиками
В ноябре в Минрегионразвития была представлена концепция стратегии. Она была разработана в недрах областной администрации, а общественность и депутаты Заксобрания узнали о документе только после его презентации в Москве, что вызвало недовольство региональных законодателей, которые рвались принять участие в работе над важнейшим для области документом. Ноябрьская концепция предполагала, что регион будет развиваться в трёх возможных направлениях. Первое — это сырьевой сектор и первичная переработка. Особое внимание региональные власти здесь уделяли развитию газохимии на базе Ковыктинского газоконденсатного месторождения, нефтедобыче (Верхнечонское месторождение), лесопереработке и развитию алюминиевой промышленности. Второе направление — инновационно-образовательный центр на базе иркутских университетов. И третье — развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на Байкале.
Для разработки самой стратегии сначала областные власти пытались привлечь местные институты, в частности БГУЭП, однако, как пояснил ещё в январе первый замгубернатора Юрий Параничев, их не очень устроило качество работы иркутских специалистов. Поэтому над стратегией с января работал Институт региональной политики (ИРП). Как рассказал один из его руководителей, это научное учреждение появилось летом 2005 года. Его специалисты разрабатывали проект развития «Нижнего Приангарья» в Красноярске.
Окончание работы над иркутской стратегией изначально планировалось перед референдумом. Должно быть, из-за спешки качество подготовки документа оставляет желать лучшего. Местами в тексте авторы забыли поменять слова «краевая администрация», видимо, оставшиеся с аналогичных разработок для Красноярского края, на «областную администрацию». И всё же итогом напряжённой работы специалистов института стала 80-страничная стратегия развития Иркутской области. Собственно, для её презентации и проводилась в конце прошлой недели экономическая конференция «Объединённая Иркутская область: перспективы роста» (о самой конференции — в прошлом номере «Конкурента»). Корреспонденту «Конкурента» случайно удалось услышать приватный разговор двух областных чиновников уровня руководителя департамента, которые признались друг другу, что увидели этот документ, как и все остальные, только утром в прошлую пятницу.
Активное зонирование
Стратегия развития объединённой Иркутской области до 2010 года и на перспективу до 2020 года предполагает разделить Приангарье на несколько зон роста. Это, во-первых, Прибайкальские территории (южные районы области), где сосредоточено более 40% населения региона, а доля горожан составляет 92%. Здесь разработчики предлагают создать региональный инновационный центр на базе иркутских вузов, развивать туризм (необходимым условием для этого является реконструкция иркутского аэропорта, строительство и реконструкция автодорог до Малого моря и Большого Голоустного) и улучшать «внутреннюю городскую среду» Иркутска, Ангарска и Шелехова за счёт окончания строительства моста через Ангару, объездной дороги вокруг областного центра (эти объекты вошли в указ президента о мерах поддержки Иркутской области и УОБАО, о котором «Конкурент» писал в прошлом номере) и развития жилищного строительства.
Следующая зона — «Среднее Приангарье» (города Братск, Усть-Илимск, Усть-Кут, Тайшет и т.д.). Она должна стать индустриальным центром области. По мнению авторов, здесь необходимо модернизировать уже существующие с советских времён крупные промышленные предприятия, чем и займутся в ближайшее время их владельцы. Причём такие программы уже запущены на большинстве крупных предприятий территории. Кроме того, в «Среднем Приангарье» должно быть построено два новых завода: алюминиевый в Тайшете и целлюлозно-бумажный рядом с Усть-Кутом. Усть-Кут также должен стать нефтеперевалочным пунктом, где будут соединены нефтепроводы «Талакан — Усть-Кут» и «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). По мнению разработчиков документа, здесь можно построить нефтеперерабатывающий завод мощностью от 50 тыс. до 1 млн. тонн нефти в год для местного потребления и частичного экспорта. В свою очередь, региональные власти должны решить проблему обеспечения дополнительной электросетевой инфраструктурой и реконструкции автодорог для нефтепровода «Тайшет — Сковородино». Разработчики стратегии считают, что региональным властям необходимо синхронизировать реконструкцию автодороги «Тайшет — Чуна — Братск — Железногорск-Илимский — Усть-Кут» с вводом второй очереди ВСТО и строительством дороги «Усть-Кут — Мирный».
Зона номер три — «Иркутское Присаянье». Это Нижнеудинск, Тулун, Черемхово, Саянск и т.д. Здесь основной точкой роста должен стать проект развития газохимических производств на базе Саянскхимпласта, связанный с разработкой Ковыктинского газоконденсатного месторождения (ГКМ). Вторая специализация территории — развитие агропромышленных комплексов на основе уже существующих сельскохозяйственных холдингов. Для повышения их конкурентоспособности региональная администрация должна решить вопрос, кто будет инвестировать газификацию населённых пунктов: потреблители, компания «Облгаз», бюджет или кто-то ещё. Необходимым условием развития этой территории также является реконструкция трассы М-53 «Байкал», включающая строительство объездных путей городов Нижнеудинск, Тулун, Куйтун и Усолье-Сибирское.
Четвёртая зона — «Северные территории» (Катангский, Киренский Бодайбинский и Мамско-Чуйский районы). Им уготована роль центра нефтегазодобычи (Верхнечонское месторождение), золотодобычи (Сухой Лог) и ресурсной базы для лесопереработки по мере истощения её в Братском, Усть-Илимском и Нижнеудинском районах. И, наконец, последняя зона — «Внутренние территории» (Жигаловский, Качугский, Усть-Удинский районы). Центром их развития должно стать Ковыктинское ГКМ и лесопереработка.
Ставка на крупное
На экономической конференции губернатор Александр Тишанин ещё раз обозначил главный стратегический приоритет будущей экономики Иркутской области — крупные инвестиционные проекты в нефтегазовой, лесной, алюминиевой и золотодобывающей отраслях. Он обосновал необходимость привлечения крупных инвесторов тем, что сейчас регион переживает «глубокий инвестиционный кризис» и «испытывает дефицит базовых инфраструктур». При этом на региональную экономику оказывают постоянное давление со стороны стран Юго-Восточной Азии. Основным способом решения проблемы Тишанин считает частно-государственное партнёрство, по которому региональные и федеральные власти должны взять на себя роль координаторов, а также озадачиться созданием необходимой инфраструктуры — дорог, ЛЭП, социально-образовательных объектов, жилья. Благодаря этому в область можно привлечь «более 100 млрд. долл. инвестиций». Глава области уточнил, что речь идёт об уже существующих проектах крупных корпораций, вроде газификации области и освоения Ковыкты.
В самой стратегии инвестиционные планы корпораций оценены немного более скромно. Разработчики уверены, что до 2010 года компании вложат в экономику области до 18 млрд. долл. и создадут порядка 25 тыс. новых рабочих мест. А с 2011 года, как указано в документе, крупные ФПГ готовы потратить на свои проекты не менее 12 млрд. рублей. При этом, кроме уже известных проектов, вроде «Алюком-Тайшета», начало запуска которого в стратегии намечено на 2006 год, или разработка Ковыкты с 2005 года, есть и экзотические планы. Например, новый целлюлозный завод «Илим Палпа», сроки строительства которого не определены. Или металлургический комбинат, у которого нет ни сроков, ни предполагаемого инвестора, зато указаны возможная мощность — 2-3 млн. тонн проката в год и количество рабочих — около десяти тысяч. Разработчики считают, что уже до 2010 года крупные инвестпроекты в Иркутской области дадут 2,5% в прирост ВВП России, а бюджет региона получит дополнительно 3,2 млрд. долл. налоговых поступлений в год. Однако для реализации всех этих планов и проектов необходимо преодолеть несколько препятствий. Для начала областной бюджет должен изыскать около 3,5 млрд. долл. на инфраструктурные проекты. Далее необходимо решить вопрос с выдачей лицензии на месторождение «Сухой Лог», начать масштабную разработку Ковыкты и т.д.
Нестыковочки
Однако, как пояснил на «круглом столе» в субботу депутат Заксобрания Юрий Фалейчик, «Сухой Лог» пытаются начать разрабатывать уже двадцать лет, и пока нет очевидных предпосылок для того, чтобы что-то изменилось в ближайшем будущем. А его коллега Павел Зорин рассказал историю со слов одного из чиновников МЭРТа о том, что якобы в Минприроды есть квота — 20 млрд. рублей аукционных платежей в год, больше которой чиновники министерства стараются аукционов не проводить. «Зачем продавать лицензию на Сухой Лог в этом году, если можно в следующем — вот логика федеральных чиновников», — считает Зорин.
В то же время представители компании «Газпром» в прошлую пятницу заявили, что разработка Ковыкты начнётся не ранее 1015 года, то есть за сроками представленной стратегии. Есть и другие нестыковки стратегии с планами корпораций. В частности, в документе указано, что «Алюком-Тайшет» начнёт строиться с 2006 года, а замгендиректора по международным и специальным проектам компании «Русский алюминий» Александр Лившиц не указал точные сроки реализации этого проекта. Более того, сам «Русал» ещё не знает, будет он рассчитан на 600 или на 750 тысяч тонн. В стратегии указано, что модернизация БрАЗа даст дополнительно 175 тыс. тонн алюминия в год, а Лившиц заявил только о 150 тыс. тонн.
Отсутствующие трудовые резервы
Большинство представителей крупных компаний на конференции в своих докладах упирали на собственные планы развития и свои инвестпроекты, практически не упоминая о роли в них областных властей. Пожалуй, только председатель правления ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил о необходимой для области модернизации транспортной системы. Он заявил, что его компания готова вложить в инфраструктуру ВСЖД до 2010 года порядка 15 млрд. рублей. Часть средств будет направлена на восстановление дееспособности БАМа.
На эту особенность указывают и большинство экспертов «Конкурента»: стратегия развития Иркутской области больше напоминает сборник инвестпроектов крупных корпораций, реализация которых, как правило, почти не зависит от усилий областной администрации. При этом в ней, например, отсутствуют такие важные разделы, как миграционная и демографическая политика. Председатель комитета по социально-культурному законодательству Татьяна Воронова на «круглом столе», посвящённом обсуждению документа, указала, что крупные компании часто жалуются на нехватку кадров в регионе, при этом «жёстко стоит вопрос о старении кадров». В то же время в Иркутской области устойчивая депопуляция населения, отток высококвалифицированных специалистов за пределы региона или в отрасли, не связанные с их специальностью. По мнению Вороновой, в стратегии не учтены вопросы переподготовки кадров. «В Иркутской области часто бывало, что инвесторы, заново запускающие производства, были вынуждены ждать до двух лет, чтобы получить необходимое количество специалистов», — пояснила депутат.
Воронова спросила одного из разработчиков, научного сотрудника ИРП Ольгу Кузнецову: почему эти вопросы не учтены в стратегии и как авторы намерены решить проблему трудовых ресурсов — Иркутская область будет ввозить специалистов или обучать их у себя? На это Кузнецова ответила, что авторы стратегии считают, что «наверное, в области физически для реализации заявленных проектов люди есть». «У нас не было возможности и времени более детально изучать структуру безработицы и возможности перепрофилирования образовательных учреждений. Этим должна заниматься региональная администрация». А директор аналитического центра «Эксперт» Андрей Шмаров добавил, что программы по социализации безработных и их трудоустройству — это проблема муниципальных властей. В то же время, по мнению депутата Заксобрания и руководителя регионального отделения «Деловой России» Алексея Козьмина, как раз решения вопроса демографической и миграционной политики, а также наличия на территории необходимых для реализации крупных инвестпроектов трудовых ресурсов — это задачи, которые должна содержать региональная стратегия.
Ведомые и ведущие
Алексей Козьмин считает, что основная проблема представленной стратегии в том, что в ней просто перечислены инвестиционные проекты крупных корпораций и указан список инфраструктурных объектов, которые необходимы для их реализации. Исключение составляет лишь туристическая ОЭЗ на Байкале, в которой участие крупного бизнеса невозможно по определению. Фактически самостоятельной роли у областной администрации в этой стратегии, по мнению Козьмина, нет. В то же время депутат Юрий Фалейчик документом доволен. Он предлагает «не вылавливать в нём блох»: «Большие полотна рисуются крупными мазками, поэтому не стоит искать в этом документе мелких ошибок». Фалейчик указывает на то, что в документе заявлены серьёзные задачи и всё, наконец-то, поставлено на свои места: сначала крупные инвестпроекты и только потом, на основе средств, которые они дадут в областной бюджет, решение вопросов социального развития области, демографии и т.д. Депутат считает положительной заявленную в стратегии идею частно-государственного партнёрства. «Мы наконец-то начали понимать, что без затрат государства на инфраструктуру невозможно реализовывать крупные проекты», — говорит он. По словам депутата, теперь он и его коллеги будут ждать от обладминистрации программу социально-экономического развития области до 2010 года, которая должна быть составлена в соответствии с заявленными в стратегии приоритетами.
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА