издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Автопробегом по референдуму

Наверное, я отвык от энтузиастов-общественников. По крайней мере, между азартным дилетантством и равнодушным профессионализмом я давно уже выбираю профессионализм. И попытки отступить от этого правила неизбежно чреваты разочарованием.

Слоновья поступь референдума по объединению заставляет суетиться даже самых невозмутимых обитателей посудной лавки, и, обнаружив в почте извещение, что некая общественная организация проводит пресс-конференцию о нарушениях, выявленных в ходе голосования по объединению двух субъектов, я не смог совладать с собой и повёлся.

О, великая непосредственность энтузиастов-общественников! Организаторы мероприятия не только не озаботились точно указать свои координаты, но даже не сочли нужным обозначить офис, где проводят пресс-конференцию, вывеской. Да что вывеской… журналистов устроила бы даже мятая бумажка. Четверть часа проблуждав по коридорам, вместе с парой юных тележурналисток и парой же мрачных операторов, изнемогающих под тяжестью штативов, я безнадёжно опоздал. Но пресс-конференция даже не началась… Ещё четверть часа организаторы сверялись со списками, созванивались с кем-то и солидно беседовали между собой. Происходящее начало напоминать сцену из старого кинофильма Эльдара Рязанова «Гараж». И только после того, как Светлана Будашкаева, известная всему Улан-Удэ как президент женского автомобильного клуба, сверила наличие журналистов по списку и строго пожурила отсутствующих, мероприятие началось.

Оказывается, помимо автомобильных ралли, Будашкаева живо интересуется общественной жизнью и является координатором коалиции «Мы, граждане» по Республике Бурятия. В то время, как власти двух субъектов федерации надрывались, выдавливая явку избирателей, она в компании единомышленников попыталась лично проконтролировать ход голосования в Усть-Орде. Единомышленники, правда, были не простые, а матёрые: президент Российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий и известный юрист, арбитр Европейского арбитражного и примирительного суда Сергей Беляев. Шестнадцатого числа они и ещё пятнадцать волонтёров направились в Усть-Орду, чтобы проверить, как происходит голосование в округе. Разделившись, они побывали на пяти избирательных участках, пока Светлана Будашкеева не была удалена с участка милицией. Будашкеева уверена, что милиция действовала незаконно, и направила жалобу в Усть-Ордынский избирком, а также в Центральную избирательную комиссию.

Если отбросить эмоции, то сухой остаток акции невелик до абсурда: жалоба в избирком. Нет, разумеется, Владимир Новицкий заявил о своей обеспокоенности использованием административного ресурса. У него даже создалось впечатление, что участники референдума хотели представить только одну точку зрения и показать, что в регионе нет противников объединения области и округа (а то мы не знали…). И Сергей Беляев, в свою очередь, дал самые нелестные характеристики закону о референдуме, поскольку, по его мнению, он противоречит Конституции. Однако дальше теоретических рассуждений, больше пригодных для дискуссии в солидном юридическом журнале, дело не пошло.

Я далёк от того, чтобы защищать стремление властей вернуться к практике требования поголовной явки на избирательные участки. Но попытку проконтролировать выборы на 220 участках для голосования силами двух именитых приезжих правозащитников и 15 волонтёров из числа студентов трудно назвать серьёзной акцией. Организация контроля требует гораздо большего количества людей, серьёзной подготовки и немалых средств и уж вовсе не приемлет азарта и кампанейщины.

Наверное, я больше не буду связываться с энтузиастами. Вот только ужасно, что выбор катастрофически невелик: отказавшись от крикливых, самодеятельных и непунктуальных неформалов, рискуешь оказаться в рядах тех, кто спустя пятнадцать лет после кончины СССР готов снова организовать голосование по северокорейским рецептам.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры