Мелкое сито для бюджетной копейки. Контрольно-счётной палате Иркутской области исполняется десять лет
"Мы приложили немало усилий по созданию в области органа бюджетно-финансового контроля. Последующие события показали, что создание Контрольно-счётной палаты полностью себя оправдало, и я могу быть спокойным за то, что деньги налогоплательщиков будут расходоваться строго по назначению и в соответствии с законом". Ножиков Юрий Абрамович, первый губернатор Иркутской области
Закон «О Контрольно-счётной палате области» был принят Законодательным собранием первого созыва и подписан первым губернатором Иркутской области Ю.А.Ножиковым 27 ноября 1995 года. В апреле нынешнего года КСП исполняется 10 лет. О том, как они прошли, наше интервью с председателем палаты Василием Алексеевичем Митрофановым, являющимся членом президиума и председателем Экспертно-консультативного совета Ассоциации Контрольно-счётных органов РФ.
— Первое организационное заседание палаты состоялось 18 апреля 1996 года, эта дата и стала её днём рождения, — рассказывает Василий Митрофанов. — Перед коллективом была поставлена ответственная задача — контроль над целевым и эффективным использованием бюджетных средств и областной собственности. Сегодня у нас есть все основания быть удовлетворенными результатами своего труда. КСП превратилась в важнейшее звено государственного финансового контроля.
— Первопроходцам всегда трудно. Много шишек набили?
— С нами этого, к счастью, не произошло. Видимо, сказались опыт, знания, строгий принцип объективности, и уже первые проверки показали профессионализм работников и высокое качество аудиторских материалов.
Летом 1996 года мы проверили исполнение областного бюджета по статьям и разделам «Образование», «Государственное управление»(ГлавУНО), «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Сельское хозяйство», в результате которых выявили факты прямых потерь бюджетных средств, их неэффективного и нецелевого использования на общую сумму 48 млрд. неденоминированных рублей.
За время работы палаты по итогам аудиторских проверок в областную казну и муниципальные бюджеты возвращены сотни миллионов рублей, значительно повысилась эффективность использования областного государственного имущества, а экспертно-аналитическая деятельность КСП оказывает заметное влияние на формирование бюджетной и налоговой политики.
В настоящее время КСП — это сплочённый коллектив единомышленников, где обеспечено гармоничное сочетание опытных и молодых кадров, создана атмосфера творческого труда, товарищеской взаимопомощи, требовательности к себе и другим.
Те, кто пришли в палату в первый год её создания и сейчас являются ядром коллектива, подают пример ответственного отношения к работе, преданности своей профессии. Это аудиторы Александра Вахрина, Вячеслав Дормидонов, Ольга Ризман, Пётр Темников, Ирина Веретковская, эксперты-консультанты Маргарита Кузьменкова, Людмила Кравченко, Радион Мухамединов, Вера Перфилова, Эмилия Перминова, Татьяна Денисова.
В последующее годы аудиторский состав и аппарат КСП пополняли опытные, профессионально подготовленные работники, такие, как Елена Тарасова, Дмитрий Дунов, Надежда Муфахарова, Ольга Мокрецова, Людмила Рогачёва и другие.
— Вы законно гордитесь своими успехами. Наверное, они были бы неполными без налаженного сотрудничества с обеими ветвями власти?
— Начинать было очень не просто, но нам помогали. Губернатор Юрий Абрамович Ножиков много сделал для укрепления статуса и независимости палаты, её материального обеспечения, что, безусловно, создало условия для эффективной работы.
Наша задача состоит в том, чтобы специфическими аудиторскими методами осуществлять анализ финансово-экономической ситуации, отслеживать движение бюджетного рубля, отдачу от его вложения в экономические и социальные проекты, оценивать конечный результат, предлагать пути решения проблем. И в этом смысле контрольный орган и исполнительная власть не противники, а союзники.
Исключительная заслуга в становлении КСП принадлежит руководству, депутатам Законодательного собрания, которые с первых дней её создания проявляют заботу о повышении результативности контрольной деятельности, материальном обеспечении палаты, укреплении её правового статуса.
В Закон Иркутской области «О Контрольно-счётной палате области» был внесён ряд принципиально новых норм, закрепляющих за КСП принцип независимости и дающих возможность аудиторам выступать с отчётами на заседаниях депутатских комитетов и комиссий и др.
В результате чёткой и твёрдой позиции контрольной комиссии, лично депутата В.А.Лукина Закон о КСП в новой редакции значительно укрепил правовое положение КСП, создал условия для более эффективной работы по контролю над использованием бюджетных средств и областной собственности.
— Руководство области постоянно пользуется результатами проверок КСП, потому что получает полную, объективную и стопроцентно гарантированную информацию. Ему выгодно и полезно знать истинную правду о своих чиновниках — это позволяет принимать качественные решения. Насколько объективны выводы аудиторов?
— Аудиторское заключение — основополагающий итоговый документ КСП. Аудитор, подписывая заключение, несёт персональную ответственность за объективность, фактическую и юридическую достоверность документа. Каждое заключение КСП обсуждается на коллегии, что позволяет согласовать общие позиции в оценке результатов проверок, уточнить правовую базу, наиболее точно сформулировать рекомендации. Все это, в конечном счёте, повышает качество материалов КСП.
Принятые на коллегии КСП и доработанные с учётом замечаний аудиторские заключения направляются губернатору, Законодательному собранию области и, при необходимости, правоохранительным органам.
— И как ощущаются результаты деятельности палаты?
— На многих направлениях использования бюджетных средств, ставших объектами контроля, наметились позитивные изменения. Более рационально стали использоваться средства на образование, культуру, социальную политику, на реализацию законодательства об инвалидах и ветеранах. Заметно активизировался процесс возврата бюджетных ссуд.
Совершенствуется правовая база финансовой деятельности властных и управленческих структур. Вскрыты значительные резервы пополнения областного бюджета за счёт неналоговых поступлений. Активно реализуются рекомендации палаты по устранению финансовых нарушений в деятельности внебюджетных фондов. По результатам аудиторских проверок принимаются меры по наведению порядка в учёте областного имущества, повышению эффективности его использования.
Только от аренды зданий, в том числе возвращённых в областную собственность, в бюджет поступают дополнительно миллионы рублей. Заметно увеличились поступления дивидендов, начисляемых на госпакеты акций, от деятельности унитарных предприятий, продажи имущества. В настоящее время КСП осуществляет ежемесячный мониторинг использования средств федерального и областного бюджетов на реализацию законодательства о монетизации льгот, отрабатывает наиболее оптимальные формы аудиторского сопровождения национальных проектов, контроля над поступлением и целевым использованием средств, выделяемых на их реализацию.
— Какое место в работе КСП занимают проверки бюджетно-финансовой деятельности муниципальных образований?
— Аудиторы и специалисты КСП побывали практически во всех городах и районах области, причём многие территории, особенно высокодотационные, проверялись неоднократно. В ходе проверок вскрыты серьёзные недостатки, связанные с нарушениями бюджетного законодательства, формированием муниципальных бюджетов, нерациональным и нецелевым расходованием средств.
В целом нарушения законодательства в муниципальных образованиях носят массовый и устойчивый характер, повторяются из года в год. За нарушения виновные — как распорядители, так и получатели бюджетных средств — не несут никакой ответственности, что свидетельствует о том, что принцип неотвратимости наказания за нарушения повсеместно не действует. КСП в своих контрольных и аналитических документах постоянно обращает на это внимание.
— Можно ли оценить в конкретных цифрах результаты труда коллектива палаты?
— За 1996 — 2005 годы по всем аудиторским направлениям проведено 970 контрольных мероприятий, по итогам которых направлено губернатору и Законодательному собранию области около 400 аудиторских и экспертных заключений. В ходе проверок и ревизий выявлено правовых, финансовых и имущественных нарушений на сумму 18,4 млрд. рублей, в том числе по использованию областной собственности — на 2,5 млрд. рублей, использованию бюджетных средств не по назначению — на 1,98 млрд. рублей.
Эффективность контрольной деятельности КСП, включающей в себя объём возвращённых в бюджеты средств, увеличение доходной части бюджетов, экономию бюджетных расходов, объем возвращенного в областную собственность имущества и др., оценивается почти в 2 млрд. рублей. Если сопоставить эти цифры с затратами на содержание КСП, то на каждый рубль затрат приходится 20 рублей, сэкономленных и возвращённых в областную казну и областную государственную собственность.
— Чем достигается эффективность аудиторского контроля?
— Прежде всего, взаимодействием с Законодательным собранием области, с подразделениями областной администрации. Надо отметить, для многих комитетов и управлений администрации области характерна конструктивная реакция на критические замечания КСП.
КСП работает в тесном контакте с правоохранительными органами, что позволяет в определённой степени восполнить недостаток правовых и административных полномочий КСП по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства. Проводятся совместные проверки, совершенствуется система взаимного обмена информацией. Например, за 2001 — 2005 годы КСП направлено в правоохранительные органы 367 заключений, актов, информационно-аналитических записок и других документов. На основе двусторонних соглашений строится работа с главным управлением внутренних дел области, Региональным управлением Федеральной службы безопасности, Региональным управлением Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков.
— Наверное, важно не только получить результат, но сделать так, чтобы другие о нём узнали? Меньше будет вольностей в обращении с бюджетными деньгами…
— Гласность является одним из принципов работы КСП, который реализуется различными способами. Прежде всего, в Ведомостях Законодательного собрания регулярно и в полном объёме печатаются все аудиторские заключения КСП, а также наиболее значимые информационно-аналитические записки. Для средств массовой информации проводятся пресс-конференции и брифинги, подготавливаются по каждому заключению КСП пресс-релизы. Кроме того, журналисты приглашаются на заседания коллегии КСП, заседания контрольной комиссии и других комитетов и комиссий Законодательного собрания при обсуждении аудиторских материалов.
Мы добились признания важности своей работы, завоевали авторитет во многом благодаря четвёртой власти. Было правильным, на мой взгляд, что мы с самого начала нашей деятельности опирались на помощь газет, радио и телевидения.
— А с коллегами из других территорий общаетесь?
— Разумеется. КСП тесно взаимодействует со Счётной палатой РФ, Ассоциацией контрольно-счётных органов РФ, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, КРУ Минфина РФ, Федеральным казначейством, МНС РФ, ФСБ, Главным управлением внутренних дел области, органами прокуратуры.
В КСП Иркутской области прошли стажировку аудиторы и специалисты Еврейской автономной, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областей, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. С 2002 года в работе Контрольно-счётной палаты области появился международный аспект — было подписано Соглашение о сотрудничестве между КСП и Комитетом контроля г. Улан-Батора.
— Да, десять лет потрачены с пользой. Но, похоже, и будущее лёгкой жизни не обещает?
— Почивать на лаврах не придётся. В числе наших важнейших приоритетов — аудиторское сопровождение национальных проектов, постоянный мониторинг поступления и целевого использования средств, выделяемых на их реализацию.
КСП продолжит практику проверок муниципальных образований, получающих трансферты из областного бюджета, примет активное участие в создании системы государственного и муниципального финансового контроля в Иркутской области, помощь вновь образуемым контрольным органам муниципальных образований.
Счётная палата РФ и руководство АКСО РФ поддержали наше предложение о включении в закон о КСП норм, наделяющих палату правом выдавать предписания и представления по результатам аудиторских проверок. Внесение Законодательным собранием в закон о КСП таких поправок значительно повысит эффективность контрольных мероприятий. Из 62 российских КСП, имеющих статус юридического лица, только шесть палат до сих пор такими полномочиями не обладают. К сожалению, наша — среди них, хотя по результатам работы мы среди лучших в России.
Беседовал Алексей СОРОКИН
На снимке: В. МИТРОФАНОВ