издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Депутат - это призвание. К 100-летию российского парламентаризма

  • Автор: Людмила БЕРЛИНА, заместитель председателя Законодательного собрания Иркутской области

За решением наших больших насущных задач по объединению субъектов Российской Федерации, а также на фоне проблем, связанных с прокладкой нефтепровода вблизи Байкала, - по понятным, в общем-то, причинам - какой-то будничной стала ещё одна значимая во всероссийском масштабе дата - юбилей парламентаризма: 27 апреля исполняется 100 лет со дня первого заседания первой Государственной думы тогда ещё Российской империи. Как и любое историческое событие, это повод оглянуться на проделанный путь, извлечь уроки, оценить настоящее, заглянуть в будущее.

Так что же это такое — парламентаризм? Звучит очень наукообразно, и кажется, что не имеет никакого отношения к реальной жизни обычного человека. Однако, как говорится, нет ничего практичнее хорошей теории. Парламентаризм — это такая организация власти, при которой одну из ведущих, определяющих ролей в жизни государства и общества играет парламент — орган народного представительства, т.е. орган, выражающий волю населения, представляющий и защищающий интересы простых людей. Самое интересное, что в современном понимании парламент вообще и каждый депутат в частности представляет интересы не только своих избирателей, но и всего населения страны, области, города и т.д., в зависимости от того, в какой представительный орган он избран — федеральный, региональный, местный. Он должен, обязан учитывать и реализовывать волю даже тех, кто голосовал на выборах против него или не голосовал вообще. Не диктатура большинства, а правление большинства при уважении мнения меньшинства — вот доктрина цивилизованной демократии.

В Иркутской области 2006 год тоже в своём роде юбилейный для областного парламента — Законодательного собрания: в 1996 году он заработал в полную силу. Предыдущий созыв, 1994 — 1996 годов, был, можно сказать, пробным, переходным от системы Советов к системе представительных органов европейского образца. Действующее сейчас Законодательное собрание, избранное осенью 2004 года, представляет собой уже 4-й созыв областного представительного органа. За это время областной парламент переживал разные времена, и отношения с исполнительной властью не всегда складывались просто. Однако нам всегда удавалось избежать серьёзных кризисов. И в конце концов ветвям власти удалось выработать устойчивую систему конструктивного взаимодействия, взаимопонимания и взаимопомощи, при сочетании «разделения труда» и открытости. Думаю, не будет преувеличением сказать: нам удалось воплотить представление видного дореволюционного государствоведа и политического деятеля С.А. Котляревского о том, что в идеале «парламентаризм есть режим обязательной политической солидарности между правительством и органом или органами, которые признаются авторитетными выразителями народного мнения». Хотелось бы надеяться, что это достижение сохранится и в дальнейшем, кто бы ни избирался в Законодательное собрание и как бы ни обновлялся состав администрации. Это крайне важно, потому что только в таких условиях власть может работать эффективно, на благо населения области. В условиях же соперничества и тем более конфронтации слишком много продуктивной энергии уходит в никуда, что не только отравляет политическую атмосферу, но и тормозит движение вперёд, сдерживает социально-экономическое развитие региона.

Так что же принёс парламентаризм рядовым жителям области? Если я скажу, что за время работы Законодательное собрание приняло более 800 областных законов, провело более 1000 различных заседаний, думаю, это мало кого впечатлит. Тут дело не в количестве, а в качестве — в качестве насущных проблем и их решений. Трудно говорить о наглядных результатах работы Законодательного собрания ещё и потому, что оно работает вместе с исполнительной властью — ведь и законы подписывает губернатор. Поэтому сложно разграничить, что привнёс парламент, а что администрация и другие органы в решение тех или иных проблем, да это и не нужно. Поэтому практически во всех достижениях области есть заслуга и Законодательного собрания: и в отстаивании, насколько это удалось, прав региона на управление «Иркутскэнерго», что обеспечило, в частности, относительно низкие тарифы на электро- и теплоэнергию для жителей области; и в строительстве частично за счёт средств областного бюджета диагностического центра в Иркутске, оснащённого и работающего на уровне мировых стандартов; и в состоявшемся референдуме, заложившем основу для будущего процветания Иркутской области.

Эти и другие решения принимаются в ходе жарких дискуссий как внутри Законодательного собрания, так и между представительной и исполнительной властью области, с федеральными органами государственной власти. Не будь этих дискуссий, не будь пристального и жёсткого контроля со стороны Законодательного собрания за положением дел в области — ещё не известно, какие бы решения принимались и как бы они реализовались. Вот ещё один наглядный, свежий пример: при формировании бюджета на 2006 год депутаты Законодательного собрания нынешнего 4-го созыва не ограничились пассивным заслушиванием и «принятием на веру» тех показателей и планов, которые представила администрация. Были проведены депутатские слушания по проекту бюджета, в бюджетном комитете дотошно анализировалась каждая статья бюджета, состоялось «нулевое» чтение. И в итоге были найдены источники, увеличившие доходную часть областного бюджета на 1,2 млрд. рублей.

Но парламент — это не только орган по производству законов, это ещё и проводник, посредник между властью и людьми. Роль парламента в том, чтобы жителям было проще «достучаться» до высшей государственной власти — обращаясь напрямую к своим депутатам в округах, они, во-первых, нередко получают реальную практическую помощь в решении своих личных жизненных трудностей, а во-вторых, из суммы таких обращений у депутата складывается представление о срезе проблем, волнующих людей. С этими проблемами депутат идёт в парламент, озвучивает их и вместе со своими коллегами ищет пути их решения. Поэтому я обращаюсь и к избирателям: работайте со «своими» депутатами, настойчиво «преследуйте» их своими проблемами, не бойтесь быть назойливыми — за это вы, как налогоплательщики, платите им через областной бюджет, для этого вы их и избрали. Вы и сами в результате сможете лучше понять, стоит ли избирать такого человека на следующий срок.

Наконец, депутат — это не только представитель народа, он сам — часть народа. Депутат областного парламента не просто выражает чьи-то интересы, как адвокат представляет чужие для него лично интересы клиента, — депутат сам носитель этих интересов, он должен быть кровно заинтересован в процветании области, потому что это и его благополучие, и благополучие его родных и близких. И грустно, если «парламентаризм» становится профессией, а не призванием, если депутаты превращаются в особый слой общества, в некую привилегированную и закрытую касту. Депутат должен быть не «наёмным рабочим» народа, а выходцем из народа. Что греха таить, не хватает иногда нам, депутатам, этого здорового чувства реальности, не красивых слов об «ответственности перед избирателями», об абстрактном «общественном благе», а живой заботы о нашем общем деле, ощущения ответственности перед собственными родителями и детьми, перед самими собой, наконец.

В первую очередь эта живая связь между депутатами и их избирателями должна ощущаться на местном уровне — в городах, сёлах, посёлках. Не случайно местное самоуправление в законе определяется как деятельность населения по решению вопросов местного значения. Да и в самом словосочетании заложена суть этого явления: местное само-управление — т.е. управление своими силами, силами людей, на местах, где непосредственно люди. Главный смысл проводимой сейчас реформы местного самоуправления именно в том и заключается, чтобы приблизить муниципальную власть к жителям конкретных городов, сёл, посёлков. А точнее — чтобы вовлечь людей во власть, в управление местными делами. Чтобы человек твёрдо знал, что с протекающей крышей, с обветшавшим жильём, с плохой дорогой, с непролазной грязью и мусором ему нужно идти к Иван Иванычу, которого он и его соседи избрали депутатом или мэром и который обо всех этих заботах знает не понаслышке. И если тот не желает решать проблемы, то его можно отозвать, а нужное решение принять на референдуме или сходе.

Человек должен понимать, что ни одна статья доходов и расходов не может быть принята без его личного участия — местный бюджет обязательно обсуждается на публичных слушаниях, как и отчёт о его исполнении. В 2005 году в области создано 355 новых поселенческих муниципальных образований, со своими органами, полномочиями, бюджетами. И очень важно, чтобы это привело не к ещё большей бюрократизации с её мертвящим воздействием на жизнь людей, а к оживлению власти через прямое участие людей в решении вопросов их непосредственной жизнедеятельности. Теперь именно в поселениях будут решаться вопросы жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, вывоза бытовых отходов, досуга жителей, библиотечного обслуживания, во многом — землепользования, пожарной безопасности, транспорта и содержания автомобильных дорог и т.д.

Конечно, главный и традиционно самый болезненный вопрос — это обеспечение материально-технических и финансовых ресурсов для решения всех этих задач. Не случайно эта тема регулярно обсуждается в Законодательном собрании. Она же стала одной из ведущих на прошедшем недавно в Иркутске съезде депутатов всех уровней, от муниципального до федерального. В резолюции съезда, в частности, Законодательному собранию области и Думе Усть-Ордынского Бурятского автономного округа поручено выступить с инициативой изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, предусмотрев перераспределение доходных источников (водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, платежей за пользование лесным фондом и водными объектами) в пользу региональных и местных бюджетов, обеспечить в кратчайшие сроки принятие законов по обеспечению муниципальных образований необходимым имуществом для осуществления возложенных на них полномочий и др.

О съезде, пожалуй, стоит сказать отдельно и более широко. Это относительно новая, но, думается, весьма эффективная форма депутатского сотрудничества и обмена опытом. Такие съезды проводились в Красноярске, планируется проведение в Кемерове. Съезды не могут принимать обязательных решений, но на них проходят обсуждения насущных проблем, вырабатываются рекомендации — и каждый делегат, уезжая домой, внутренне связан положениями резолюции, под которыми он лично подписался.

На иркутском съезде депутатов в качестве главной задачи деятельности представительных органов всех уровней было определено повышение благосостояния жителей. В рамках этой генеральной линии были сформулированы и более конкретные направления работы в сферах социальной политики, экономики, природопользования, агропромышленного комплекса, развития национальной культуры и самобытности народов области и округа, такие как:

— улучшить материально-техническое оснащение фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий, участковых больниц, школ, вузов;

— принять государственную программу развития села, предусматривающую жилищное строительство в сельской местности, реконструкцию и техническое перевооружение систем энергоснабжения села, развитие сети автодорог, телефонизацию и др.;

— искоренить формализм и бюрократические препятствия на пути развития предпринимательства, жилищного строительства, в том числе при оформлении землеотводов, выдаче разрешений на строительство;

— добиться скорейшей реализации проектов газификации области;

— разработать программу развития лесопромышленного комплекса на 2007 — 2011 годы, стимулируя развитие высокотехнологичной глубокой переработки древесины, развитие внутреннего рынка сбыта пиломатериалов;

— добиться от федеральных органов власти решения проблемы кризиса гидролизных заводов.

Среди задач, отмеченных на съезде, и острая сегодня, как никогда, проблема сохранения озера Байкал. Нам, жителям Прибайкалья, не надо объяснять ценность этого уникального создания природы. Каждый, кто хоть раз побывал на Байкале, напитывается мощной энергией этого озера, пленяется его суровой красотой, а вспоминая пронзительный влажный взгляд удивительной байкальской нерпы, ощущает всю хрупкость и беззащитность перед человеком этого, казалось бы, исполина. Все мы болеем за судьбу Байкала и понимаем, что, перефразируя известную мысль Достоевского о слезинке ребёнка, даже деньги всего мира не стоят капельки Байкала.

И в заключение я снова обращаюсь прежде всего к избирателям: не оставайтесь в стороне, выбирайте в парламент компетентных и честных людей — и парламент будет профессиональнее и добросовестнее. И не верьте тем, кто внушает, что от вас ничего не зависит. Именно от вас и вашего выбора зависит ваше будущее и будущее ваших детей. А это не так уж мало, не правда ли?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры