Долг депутата - работать на будущее. К столетию российского парламентаризма
Ломка социального уклада; ухудшающаяся демография; до последнего времени финансирование здравоохранения по остаточному принципу - все эти линии пересеклись в одной критической точке. Имя ей - практическая медицина. Реформирование здравоохранения, каким бы постепенным оно ни было, - всегда процесс драматичный и для самих медиков, и для каждого из нас. На долю законодательной власти, по крайне мере, в течение последнего пятилетия выступающей генератором преобразований в этой всеобъемлющей сфере жизни, пришёлся самый тяжкий груз ответственности. Принцип врачебной этики - "Не навреди!" - перестал быть узко профессиональным; он стал и её, законодательной власти, девизом. Впрочем, доктор медицинских наук, профессор государственного медицинского университета Наталья Протопопова не сторонница выспренной риторики. Двухлетний депутатский стаж, работа заместителем председателя комитета по здравоохранению Законодательного собрания Иркутской области дают ей право определять смысл законотворчества не столь красиво, зато конкретно.
— Вся реформа, — говорит она, — а теперь и реализация в Приангарье национального проекта «Здоровье» определяли в прошлом году, диктуют и нынче направление нашей депутатской работы. Не только преобразовать здравоохранение так, чтобы оно отвечало духу времени: от рыночных реалий нам никуда не уйти. Но при этом обеспечить доступность медицинской помощи, сделав её более эффективной и мобильной, — разрешить такое противоречие непросто. Каждое наше решение требует самого жёсткого и объективного анализа. Чтобы не пришлось, как это нередко случается, через месяц-другой отрабатывать назад.
— Ломка привычных догматов всегда очень болезненна…
— Болезненна потому, что непривычна. Этот психологический момент нужно всегда учитывать. Депутаты отдают себе отчёт в том, что изменить даже форму оказания медицинской помощи очень непросто. Будоражится население районов; кое-где медики начинают нервничать: как же так, жили по одним канонам, а теперь приходится приспосабливаться к другим. Но форма никогда не должна быть самоцелью. К примеру, передаче всех видов специализированной медицинской помощи — онкологической, кожно-венерологической, психиатрической, инфекционной — с муниципального уровня на региональный предшествовала очень серьёзная и кропотливая работа депутатов — членов комитета по здравоохранению. Смена статуса не должна была стать автоматическим переводом муниципальных диспансеров в ранг областных. Да, периферийные становились филиалами областных диспансеров — менялся их юридический облик, менялось, кстати, в лучшую сторону их финансирование. Но главным и для нас, депутатов, и для исполнительной власти — организаторов областного здравоохранения была не форма, а сущность происшедших изменений. Не удаление, а, наоборот, приближение помощи к пациентам. Задача формулировалась так: ни в коем случае не уменьшать объём и не снижать качество необходимой пациентам помощи. Опыт перестройки онкологической службы подтверждает целесообразность предпринятого шага. Областной онкодиспансер задыхался от наплыва пациентов со всей области. Теперь, когда муниципальные онкодиспансеры стали филиалами областного, удаётся перераспределять нагрузки. Скажем, часть специализированной хирургии ушла в Ангарск, часть — в Братск. Выиграли прежде всего пациенты — у очень многих из них отпала необходимость приезжать в Иркутск; высокотехнологичная помощь приблизилась к их дому.
Но прежде чем предпринять именно такой шаг, на депутатских слушаниях мы рассматрели самые различные варианты, собрав оптимальную информацию с мест. Учли все замечания практических врачей, работающих и в областном центре, и на периферии.
— Да, пациенты выиграли. Ну а медики? Каково им работается не в самостоятельных лечебных учреждениях, а «всего лишь» в филиалах областных диспансеров? Не повис ли над ними дамоклов меч сокращений?
— Сокращений медперсонала не случилось нигде. Как и уменьшения числа стационарных коек. Всего этого удалось избежать в немалой степени потому, что комитет по здравоохранению Законодательного собрания работает вместе с органами исполнительной власти — главным управлением здравоохранения Иркутской области, с главврачами и начальниками районных департаментов здравоохранения. Депутаты не просто «заслушивают» отчёты с мест. Мы вместе обсуждаем и пытаемся находить наиболее разумные решения насущных проблем. Такая совместная работа, на мой взгляд, даёт положительный результат.
— Наталья Владимировна, если зашла речь о коечном фонде, не могу не спросить вас об общей тенденции, диктуемой реформой здравоохранения. Ну хорошо, диспансеры пока не «зарезали» у себя ни одной койки. Но ведь в целом «переход на другие рельсы» предусмаривает перенос центра тяжести со стационаров на амбулаторно-поликлиническое звено. И, как следствие, сокращения стационарных коек нам не избежать. Разве не так?
— Не совсем так. Да, рекомендации, поступающие из Минздравэкономразвития, настойчиво диктуют жёстко ревизовать стационарные койки. И если говорить о стратегии реформы здравоохранения, то эти требования вполне оправданны и логичны. Но, повторюсь, когда речь идёт о доступности медицинской помощи, о её совершенствовании, мы обязаны предусматривать последствия принимаемых решений. Кроме стратегии есть и тактика, не правда ли? Так вот, тактика совместных действий законодательной и исполнительной власти в сфере практической медицины должна опираться на особенности регионов. Взять хотя бы наше Приангарье — его не сравнить ни с одной областью, расположенной за Уралом. На западе страны совсем другая, чем у нас, плотность населения. И площадь территорий тоже иная: расстояния не сравнить с нашими, сибирскими. Значит, трафарет, удобный для Европейской части России, совсем не годится для нас. К тому же и структура заболеваний в Сибири и, скажем, на юге или в Нечерноземье совсем иная. Проведя депутатские слушания по этому вопросу, познакомившись с мнениями съехавшихся со всех районов специалистов-медиков, мы пришли с исполнительной властью к общему решению: позволить резкое и одномоментное сокращение коек в стационарах права не имеем. Такой «революционный» шаг приведёт, если учесть специфику нашей области, к тому, что стационарная помощь станет малодоступной большинству сограждан.
Вот почему пока идёт становление первичного звена в здравоохранении области, решено стационарные койки не трогать. Поликлиническая служба только поднимается с колен. Должно пройти время, чтобы мы смогли увидеть и оценить результат. Чаще ли стали диагностироваться заболевания; больше ли патологий принимает на себя амбулаторный приём; снижается ли выход на инвалидность? Сейчас первичное звено оснащается необходимым ему лечебным и диагностическим оборудованием; повышена зарплата врачам и медсестрам общей практики. Какова будет отдача? Не вообще, а в каждом районе, на каждом участке в частности? Для депутатского корпуса единственным критерием оценки может быть только один: состояние здоровья людей, в том числе и наших избирателей. Если жизнь покажет, что первичное звено, проводя диспансеризацию населения, профилактируя заболеваемость, выявляя патологии на раннем этапе, оправдывает своё назначение, значит, будем думать о перепрофилировании больничных коек. Такова сегодня позиция комитета по здравоохранению Законодательного собрания, и я считаю её верной.
— Но при ранней диагностике неизбежно поднимется показатель заболеваемости. Выявлять-то больных станут чаще. Вас это не смущает?
— Почему же? Наоборот! Объективности в оценке ситуации прибавится. А быть зрячим всегда лучше, чем слепым.
— Начиная интервью, вы заметили: от реалий рынка нашей медицине никуда не деться. Действительно, диктат рубля в здравоохранении, как и во всех сферах нашей жизни, становится всё более жёстким. Но, наверное, грех предположить, будто лишь голый чистоган в практической медицине должен править бал? Как на ваш взгляд, Наталья Владимировна, способен ли рынок позитивно влиять на практическую медицину?
— Я полагаю, что не сразу, постепенно, но обязательно по-новому сложатся отношения между врачом и пациентом. Ещё совсем недавно медики строили свою работу по принципу «обращаемости» к ним. Теперь они все чаще сами «выходят» на население. А это всё меняет: главным лицом в здравоохранении становится пациент, за которым «идут» деньги лечебным учреждениям. Если быть принципиально последовательным, то «диктат рубля» в здравоохранении должен выражаться именно в таком позитивном смысле.
— Вы имеете в виду родовые сертификаты — деньги, идущие вслед за будущими матерями сначала в женские консультации, а потом в роддома?
— И их тоже. Смотрите, какая непростая, но интересная складывается ситуация. Впервые система распределения будущих мам по женским консультациям и роддомам перестала зависеть от их места жительства. Женщина вольна сама выбирать лечебное учреждение, к которому у неё больше доверия. И это справедливо. Такова моя точка зрения — врача, посвятившего себя охране материнства и детства. А вот моя позиция депутата, отвечающего перед избирателями и перед собственной совестью за осуществление в полном объёме национального проекта «Здоровье» в нашем регионе: нужно так организовать медицинскую помощь любого профиля, чтобы не было у нас учреждений — «монстров», в которых бы концентрировалась самая современная аппаратура и куда бы стремились попасть все пациенты. Уровень всех периферийных лечебных учреждений должен повышаться. Чтобы оказываемая в них помощь была адекватной, высокопрофессиональной и доступной каждому нуждающемуся в ней.
Но для того, чтобы все усилия законодательной и исполнительной властей не остались красивыми прожектами, а обрели реальный вес, необходимо, наконец, выработать единую концепцию регионального здравоохранения. Подумайте, какие возможности есть в Приангарье! Широко известные в России школы в разных отраслях врачевания; сильная медицинская наука с её научно-исследовательскими институтами; два государственных вуза, медицинский университет и институт повышения квалификации врачей, готовящие кадры практикующих врачей. Но все разобщены, не связаны единой идеей и программой действий. А сколько реализуется в Приангарье целевых программ! Но отпускаемые на них средства идут враспыл: нет общей идеологии.
Концепция развития регионального здравоохранения необходима, чтобы, поднявшись над текущими фактами, увидеть перспективу и работать на неё. После депутатских слушаний, в повестке которых стоял именно этот вопрос, была организована рабочая группа, в состав которой кроме меня входят ещё главврач областного онкодиспансера Виктория Дворниченко, ректор медицинского университета Игорь Малов, начальник главного управления здравоохранения администрации области Олег Приходько, директор Иркутского территориального фонда ОМС Сергей Шойко, главврач областной клинической больницы Пётр Дудин, профессор кафедры организации здравоохранения института повышения квалификации врачей Дмитрий Пивень. Мы работаем вместе, и я надеюсь, что концепция развития нашего регионального здравоохранения будет принята уже в нынешнем году.
Однако комитет по здравоохранению Законодательного собрания не ограничил круг своих интересов только сиюминутным состоянием практической медицины и её завтрашним днём. Здоровье как одно из условий демографического баланса — таков ориентир всей нашей депутатской работы. Отдавая отчёт в том, что в одиночку медикам демографическую ситуацию к лучшему не изменить, мы вынесли на депутатские слушания проект комплексной демографической концепции Приангарья, неразрывно связанной с социально-экономической динамикой нашей области на десятилетие вперёд. По нашему замыслу, эта программа должна объединить силы всех ведомств, не оставив без внимания ни один для всех нас больной вопрос. Иммиграционная политика, которая, по моему глубокому убеждению, должна строиться с учётом интересов прежде всего наших граждан; повышение рождаемости и здоровье подрастающего поколения, напрямую зависящие от поддержки властью молодых семей; детская беспризорность как следствие социального и духовного кризиса в государстве… Как, заботясь о будущем Приангарья, игнорировать всё это?
Собранный комитетом по здравоохранению материал, который мы готовим к публикации, обобщил мнения депутатов всех уровней и многих общественных организаций. Он свидетельствует: наше общество динамично меняется; к сожалению, пока направление движения — со знаком минус. Поврозь ни одну из обозначенных сейчас проблем не решить. Но, объединив свои силы, мы получим шанс переломить ситуацию. И оправдать доверие своих избирателей.
НА СНИМКЕ: Н. ПРОТОПОПОВА