Александр Тишанин и Виктор Круглов: "Мы сделали своё дело"
В пресс-конференции губернатора Иркутской области Александра Тишанина и председателя Законодательного собрания Иркутской области, как и во многих событиях, происходящих с участием нашей областной власти, между целью и смыслом была большая дистанция. Смысла, с точки зрения наличия информационных поводов, в ней не было никакого: все и так знали, что неделю назад в Иркутской области референдум всё-таки состоялся. Другое дело, что определённой цели участники пресс-конференции достигли: присутствующие поняли, что власть результатами удовлетворена, полна энтузиазма и пока едина - или очень хочет такой выглядеть.
Согласно итоговому протоколу, в Иркутской области явка на участки областного референдума составила 68,98 %, за объединение с округом высказалось 89,77% участников референдума, принявших участие в голосовании, против — 9,44%.
Среди лидеров Александр Тишанин назвал Ольхонский район, где отмечена самая высокая явка — 95,53%, однако оговорился, что сравнивать результаты между населёнными пунктами нельзя. Александр Тишанин поблагодарил за голосование население области, руководителей предприятий и глав городских и районных администраций: «В этих непростых условиях мы сделали своё дело». При этом губернатор склонен трактовать итоги голосования как одобрение и своей деятельности: «Народ своё слово сказал: он за объединение, он за власть».
У Виктора Круглова однозначного понимания итогов референдума нет, как он выразился, «необходимо, чтобы это всё устоялось в голове». Спикер достаточно осторожно сказал, что высокая явка свидетельствует о том, что людям надоело существующее положение вещей и они увидели в голосовании по референдуму некий шанс изменить ситуацию к лучшему.
Вопрос журналиста «Восточно-Сибирской правды» о том, будет ли опыт, наработанный в ходе референдума, в частности работа штаба референдума с руководителями предприятий по повышению явки избирателей, использоваться в будущих избирательных кампаниях, Александра Тишанина несколько озадачил, и он ответил встречным вопросом: «А поконкретней, что вы имели в виду? Как вы считаете, в чём эта работа выражалась и заключалась? Что вы имели в виду в своём вопросе?». Намёк на использование административного ресурса Тишанину не понравился, и он продолжил свою мысль уже в более категоричном императиве: «Предприятия за референдум не голосуют, и одни руководители предприятий на референдум не ходят. Вы слышите меня? Я к вам обращаюсь, по-моему! Я в глаза обычно привык смотреть! — повысил голос губернатор. — Ходит на выборы население, и мы работаем в первую очередь с населением». Позже Тишанин развил свою мысль: «Мы поняли, как надо работать и что надо делать, но выборы 2008 года всё покажут и выборы в Государственную Думу — аналогично. Если мы оправдаем доверие, то выборы состоятся с гораздо большей явкой».
Виктор Круглов тоже не стал развивать скользкую тему, сказав лишь, что, с его точки зрения, «мы должны использовать все дозволенные методы работы, только чтобы не вызывать у населения раздражения и не вызвать этим самым обратную реакцию».
Всё же власть понимает, что за доверие скоро придётся платить. «Если мы в ходе короткого периода не сможем решить те вопросы, которые обещали, то, какие бы меры мы ни принимали, такого результата на выборах 2007 года у нас уже не будет. Нам дан уникальный шанс доказать людям, что мы решаем те вопросы, которые их волнуют», — сказал Виктор Круглов. «Случился некий перелом в политической активности населения, и его ни в коем случае нельзя потерять и растратить, — считает Александр Тишанин. — Сегодня все декларативные заявления, которые делались на экономической конференции, на встречах, на пресс-конференциях, сегодня должны уже обрастать реальными делами». Именно поэтому Александр Тишанин сейчас в первую очередь будет заниматься «техническими и технологическими вопросами», понимая под этим развитие в области производственной базы в рамках обнародованной во время агитационной кампании по референдуму программы развития региона.
Виктор Круглов, в свою очередь, первоочередной задачей видит запуск нормальной работы Совета законодателей области и округа. Напомним, что решение о создании Совета законодателей было принято на сессии Законодательного собрания Иркутской области ещё в ноябре 2005 года, аналогичное решение приняла и окружная Дума, однако первое же заседание Совета, намеченное на 13 марта, было сорвано депутатами Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В том случае, если работа этого органа всё же будет налажена (а Виктор Круглов, похоже, в этом не сомневается), то одной из первоочередных его задач станет выявление и решение проблем, которые могут вызвать раздражение у населения. Например, до сих пор не реализованными остаётся выравнивание положения пенсионеров и ветеранов в области и округе, а также вопрос с пресловутыми «коровьими деньгами». Ещё в 2000 году в УОБАО был принят закон «О личном подсобном хозяйстве», согласно которому из окружного бюджета оказывалась ежегодная финансовая поддержка личным подсобным хозяйствам с учётом поголовья дойных коров — примерно 500 рублей на одну корову. В ходе объединения населению было клятвенно обещано, что «коровьи деньги» не пропадут, но каким образом реализовать это обещание, власть пока точно не знает.
Сейчас власть с нетерпением ожидает выхода федерального конституционного закона, который должен чётко прописать принципы формирования органов власти в объединённом субъекте федерации. Законодательное собрание Иркутской области его представило в правительство, и сейчас проект находится в Москве. Ожидается, что этот документ появится через два-три месяца. По словам Виктора Круглова, в нём обозначена следующая схема формирования законодательной власти: 21 депутат от одномандатных округов, 25 депутатов, избирающихся по партийным спискам, и ещё четверо — от Усть-Ордынского округа. Депутаты от округа будут избираться по многомандатной системе, то есть Усть-Ордынский округ будет представлен одним избирательным округом, в котором из общего списка кандидатов будут избраны четыре депутата, набравшие наибольшее количество голосов.
При этом Круглов признал, что наличие в региональном парламенте сразу четырёх депутатов от округа создаёт определённые преференции населению округа, ведь создаётся ситуация, когда 77 тысяч избирателей округа представлены сразу четырьмя депутатами, а в Иркутской области 1 депутат будет приходиться в среднем на 80 тысяч избирателей. Виктор Круглов не стал скрывать, что иркутяне предложили ограничить округ двумя депутатами, однако это компромиссное решение было принято в ходе консультаций в Москве. Он напомнил, что этот порядок будет действовать только в течение пяти лет, после чего может быть пересмотрен.