издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Детское время

Индустрию детских развлечений можно считать одним из перспективных, но неразвитых сегментов рынка услуг в Иркутске. На детскую аудиторию уже обратили внимание компании, традиционно занимавшиеся организацией отдыха для взрослых. Всё большую популярность приобретают у юных иркутян боулинг, конный спорт, занятия в школах моделей. Детские праздники стали доходной статьёй у компаний по организации торжеств, на которую приходится до 40% их выручки.

Родители же готовы вкладывать деньги в организацию свободного времени своего чада. «Было бы предложение!» — уверяет Андрей, отец 3-летнего сына и 12-летней дочери. И касается это главным образом не только традиционных театра, кино, музыкальной и художественной школы.

По-взрослому

Созданная инфраструктура для организации отдыха для взрослых постепенно затягивает и детей. Примером тому может стать боулинг. Школы боулинга имеют три из четырёх иркутских клубов. Обучение новичков не является очень доходным предприятием с точки зрения финансовых поступлений за обучение, но обеспечивает приток клиентов. Практически все ученики таких школ, где уже примерно половина дети до 13 лет, становятся постоянными посетителями боулинга. Зачастую вслед за чадами этим видом спорта увлекаются и родители.

В таких школах дети могут начинать заниматься с 7 лет. Средняя цена одного месяца групповых занятий по полтора-два часа 3 раза в неделю составляет около 1800 рублей. Возможны индивидуальные занятия, каждое из которых стоит около 300 рублей, плюс стоимость дорожки.

Школы моделей отчасти также делают ставку на детей. Каждый месяц на рынке появляется новое модельное агентство. Однако пока это «взрослый» бизнес, и агентств, где таинствам модельного искусства обучают детей, один из директоров модельных агентств насчитал в городе всего три. Туда принимают мальчиков и девочек от 6 до 13 лет, обучают искусству дефиле, хореографии, пластики, фототренинга. Всему этому можно научиться в течение полугода, обучение стоит около 1500 рублей в месяц.

Несмотря на популярность, детский модельный бизнес у нас не приносит высоких заработков. Существует мнение, что детский модельный бизнес в Иркутске не развит, потому что в городе нет достаточного количества фирм, заинтересованных в услугах юных моделей. В основном иркутские предприниматели предпочитают приглашать на фотосъёмки и дефиле своих детей и детей друзей и знакомых.

Верх воспитания

Обучать верховой езде в Иркутске начали 5 лет назад. Сейчас интерес к ней со стороны иркутян ещё только формируется. «Пока у нас практически нет специалистов в этой области, как и специально подготовленных лошадей», — считает руководитель фонда Тихомировых Ольга Тихомирова. В городе действуют три компании, где оказывают услуги по обучению и занятиям верховой ездой. Следя за рекламой, о занятиях конным спортом в Иркутске узнать сложно, но можно воспользоваться услугами справочных. «Если есть желание у ребёнка и у родителей, то остальное дело техники», — не унывает мама 11-летней наездницы Людмила.

Одна из главных функций конного спорта — воспитательная, считает Ольга Тихомирова. Лошадь является потенциально опасным животным, и работа с ней требует очень высокой дисциплины. Конный спорт — очень хорошая сфера для социальной реабилитации проблемных детей. Ведь лошадь — это не спортивный снаряд, ею нельзя заниматься раз в месяц, а потом забыть, о ней нужно заботиться. Поэтому увлечение верховой ездой становится образом жизни.

Верховая езда во всём мире развивается там, где уровень жизни высок. Стоимость одного занятия в соответствии с мировыми стандартами — 1,5 тыс. рублей. В Иркутске предлагать такую цену бессмысленно. Поэтому средняя цена часа верховой езды составляет от 200 рублей. Но поскольку спрос увеличивается, значит, и цены будут расти.

Бесплатно — значит не модно?

«Сейчас наиболее осведомлены о существующих детских развлечениях сами дети, — говорит отец 11-летней девочки Игорь. — Ребёнок озадачивает родителей, а уж мы начинаем искать. Нет информации — спрашиваем у других родителей в школе, дети друг у дружки узнают». Официальная информация о детских развлечениях разрозненна.

Все родители жалуются на недостаток рекламы.

Особенно это касается муниципальных учреждений. Например, в Иркутске работают четыре керамические мастерские. Это муниципальные предприятия, выжившие ещё с советских времён. Их деятельность оплачивается из казны города, и дети, занимающиеся лепкой, платят только за материалы, которые используют в работе. Работы учеников мастерской при школе 19 участвовали на международных выставках и довольно известны по России. «Мне нравится лепить всяких зверюшек в подарок и себе домой, — объясняет свой выбор 9-летний Сережа, ученик мастерской. — А ещё мама сказала, что глина лечит», — добавляет юный мастер. Занятие лепкой действительно развивает моторику.

Не требующее больших денежных вложений хобби тем не менее не особо популярно в Иркутске: о существовании подобных мастерских просто не знают, предполагает одна из моих собеседниц. Керамическая мастерская не может позволить себе рекламу, однако достижениями юных мастеров на международных конкурсах активно пользуются руководители школы, в которой находится мастерская, в целях своей рекламы.

Тренер Иркутского областного картинг-клуба Андрей Яковлев говорит, что «пик популярности картинга пришёлся на 90-е годы, по сравнению с ними нынешнее положение дел в этом виде спорта можно назвать затишьем». Причём клуб, в котором он работает, единственный из существующих трёх финансируется из бюджета, и занятия в нём бесплатные. Занятия в частном клубе стоят около 3 тыс. рублей в месяц. Основную аудиторию детей, увлекающихся картингом, составляют подростки в возрасте с 10 до 14 лет. Администратор картинг-клуба «Хай вэй» Владимир Калугин говорит, что «если б этот бизнес не был прибыльным, им бы не занимались». «Частные учреждения вызывают у людей больший интерес, хотя занятия в них платные», — недоумевает Андрей Яковлев. И признаётся, что сейчас тех денег, которые муниципалитет выделяет на содержание клуба, недостаточно.

Спортивный интерес

Сфера, в которой сложились наиболее счастливые отношения, — это детские спортивные организации. В Иркутске 18 ДЮСШ, где проводятся занятия по лёгкой атлетике, различным видам борьбы, танцам, шахматам, сноуборду. Есть среди них экзотические. Популярность приобретает детский боди-билдинг. Сегодня в клубе «Атланты» тренируются в том числе и дошколята.

Но самым популярным видом спорта для маленьких иркутян является хоккей с мячом. Наталья Литвин, директор школы по хоккею с мячом «Байкал-Энергия», говорит, что хоккей для Иркутска — «народный спорт». Занятия как в государственных, так и в автономных школах бесплатные. В школе «Байкал-Энергии» занимаются 1500 детей.

Дорогие праздники

Другого рода детский досуг предлагают фирмы, специализирующиеся на имидж-сопровождении. Сотрудник агентства по организации развлечений «Праздник» Юрий Волков говорит, что «в Иркутске клиенты пока боятся оригинального, предпочитая стандартные ходы». По замечанию генерального директора агентства имидж-сопровождения «Априори» Анжелики Стрельниковой, 90% заказчиков хотят, чтобы их ребёнка развлекал только клоун, и очень удивляются существованию других вариантов. На одном из мероприятий, где в числе других актёров участвовала девушка, наряженная в костюм Пеппи Длинный Чулок, больше половины детей, преимущественно до 15 лет, впервые познакомились с этим персонажем.

Средняя цена организации детского праздника составляет 2500 — 3000 рублей. Столько стоит игра двух героев в течение двух часов. Предела совершенству, как и стоимости услуг, нет. Родители могут заказать не просто персонаж, а даже индивидуальный сценарий под конкретного ребёночка. Возможен даже заказ популярных артистов из других стран. Поздравление не для слабонервных, когда каскадёр, одетый, например, в костюм Бэтмэна, проберётся через окно, чтобы вручить ребёнку подарок. Эксклюзивная услуга одного из агентств — создание из фотографии ребёнка пазла. Пазл самого маленького размера 10 см на 15 см будет стоить 1440 рублей, а самого большого — 48 см на 73 см — 4500 рублей.

В связи с наступлением летнего сезона прогнозируется повышение цен. Надо отметить, что по сравнению с 2004 годом цены на оказание услуг по организации торжеств выросли в полтора раза. Появление фирм, которые профессионально организуют детский досуг, — веяние времени. Сейчас родители готовы устраивать настоящий праздник для детей. По крайней мере, около 40% заказов — «детские».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры