Баян как целый оркестр
Время от времени включая телевизор удивляешься: куда исчезли из эфира дорогие русскому сердцу, душе гармонь, баян, народные виртуозы-исполнители на балалайке, домбре, гитаре? Поэтому бальзамом на душу легли строки из концертного плана Иркутской филармонии, где сообщалось, что перед иркутянами в органном зале выступят с концертами молодые музыканты: 23-летний баянист и скрипач Юрий Медяник, выпускник Академии музыки им. Гнесиных, и наш земляк, 19-летний иркутянин, выпускник областного музыкального училища Константин Коноплин.
Честно признаюсь, что после концерта Юрия Медяника, универсального музыканта, одинаково мастерски владеющего и скрипкой, и баяном, зрелого гастролирующего музыканта, профессионала высокого уровня, я шёл на концерт Константина Коноплина с затаённой надеждой, что этот сибирский паренёк не уступит в мастерстве московскому гостю. И не ошибся в своих ожиданиях.
Перед многочисленными зрителями, пришедшими в тот вечер в органный зал на фестиваль «Музыкальная весна», чести открытия которого был удостоен Константин, предстал юноша, на крепких плечах которого был старенький, видавший виды, но сохранивший звучный, сочный голос многотембровый, готово-выборный баян, о котором чуть ниже я ещё расскажу. После вступительного слова ведущей Ольги Чирковой, из которого стало ясно, что перед нами — лауреат многочисленных (около двух десятков) российских и международных конкурсов, Константин заиграл.
Восторг зала после каждого исполненного им произведения нарастал, как лавина. А это были популярная классика в переложении для концертного баяна и произведения, написанные специально для такого баяна. Можете себе представить — этот иркутский парень сыграл финал скрипичного (!) концерта Чайковского в специальном переложении для концертного баяна! Он один играл за целый симфонический оркестр! И как играл!
К
онцерт был назван «Жизнь моя — баян!» И сейчас я убеждён: Костя и баян — это, как сказал поэт, «близнецы-братья». Я зашёл после концерта за кулисы, чтобы вручить музыканту от имени Центра русской культуры, от театра народной драмы памятные подарки — журналы «Играй, гармонь!» и нашу святыню — кусочек, пластинку позолоченного титана, металла, из которого сделан купол часовни на месте гибели под Новосибирском гармониста, народного артиста России Геннадия Заволокина. Я увидел уставшего, но счастливого парня с огромным букетом цветов. Он рассматривал правую руку, на одном из пальцев которой лопнула кожа во время игры. Рядом стоял его баян.
Я познакомился поближе с Константином и его тётей Нелли Васильевной. Узнал, что мама Кости Любовь Васильевна, одна, без отца, растила сына, что Костя — коренной сибиряк, иркутянин в четвёртом поколении, правнук забайкальского казака. Не удержался, чтобы не взять в руки Костин баян, и, к своему удивлению, узнал, что этот инструмент не принадлежит Константину, а выдан ему на время учёбы в музыкальном училище в аренду. И после окончания училища через несколько месяцев он должен вернуть его владельцу. Талантливый молодой музыкант остаётся без инструмента! И это в то время, когда он приглашён руководством Академии музыки им. Гнесиных в Москву по классу баяна и композиции без экзаменов! Да, да — без экзаменов! И прибыть туда осенью он должен со своим инструментом.
Через газету я хочу обратиться от имени всех почитателей русской музыки к руководителям наших крупных промышленных и финансовых структур, к руководителям города и области с просьбой оказать финансовую помощь в приобретении для талантливого и перспективного музыканта, нашего земляка, достойного и современного инструмента — многотембрового, готово-выборного баяна класса «Юпитер», которые изготавливаются по индивидуальному заказу на Московской фабрике музыкальных инструментов. Уверяю вас, эти деньги не пропадут, а через душу, руки, неустанный труд талантливого парня восславят Сибирь.
НА СНИМКЕ: Константин КОНОПЛИН