издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Капитал для второго

  • Автор: Сергей АЛЕКСЕЕВ, кандидат исторических наук, доцент

Огонёк интереса к речи президента разгорелся во мне за несколько дней до её оглашения. Способствовали этому и таинственность, окружавшая процесс её подготовки, и понимание, что именно в ней можно найти объяснение действий российской власти и её планы на будущее. И вот я перед телевизором, вместе с несколькими сотнями крупнейших российских руководителей, миллионами соотечественников и с несколькими тысячами зарубежных специалистов по России, вслушиваюсь в слова президента. Отработанная речь произносится практически на одном дыхании и так же, на одном вздохе удивления, воспринимается, во всяком случае - мною.

Конечно же, главным образом поразил масштаб планов решения демографической проблемы. Перспектива сокращения числа жителей России до 110 — 90 млн. человек к середине XXI столетия ужасает и простых обывателей, и президента.

Что же мы услышали? Нам напомнили, что население России в среднем сокращается за год на 700 тысяч человек, и предложили, как переломить эту страшную тенденцию.

По большому счёту решить проблему можно только двумя путями: массированным привлечением мигрантов и (или) увеличением рождаемости. В принципе, первый путь наиболее лёгкий. В страну приезжает готовый работник, в которого почти ничего не надо вкладывать и сразу можно вовлекать в экономику. Очевидно, что уже сейчас население России было бы значительно меньше, если бы в первой половине 90-х годов XX столетия не происходил бы интенсивный приток населения извне. Но широко открыть ворота мешает, главным образом, боязнь прихода людей с чуждой культурой и сокращения рабочих мест для местного населения. Пока, похоже, молчаливый договор между обществом и властью по вопросам миграции решено не нарушать. Большинство населения остаётся противниками мигрантов, и государство держит для них калитку лишь слегка приоткрытой. Приоритет, как сказано президентом, будет отдаваться квалифицированным работникам.

Таким образом, остаётся только путь стимулирования рождаемости. И здесь меры для России предложены беспрецедентные. Радикально увеличиваются суммы детских пособий (до 1,5 тыс. рублей на первого ребёнка, 3 тыс. рублей — на второго), растут суммы родовых сертификатов, предусматриваются изрядные компенсации по оплате за детские учреждения. Но главное — это некий капитал для матери, планирующей второго ребёнка, в размере до 250 тыс. рублей. Его она, похоже, наличными не получит, но сможет использовать на ипотеку, на обучение своего ребёнка или положить на накопительную часть своей пенсии. Давно обсуждался вопрос о компенсации утерянной заработной платы для женщины, находящейся в декретном отпуске. И это нашло отражение в послании президента. Будет компенсироваться до 40% оплаты труда женщины, разумеется, не выше определённой планки, которую должны предусмотреть правительство и Дума. Можно спорить о том, почему 40%, а не 50% или 60%. Но это не принципиально. Главная идея в том, чтобы сохранить для женщины стимулы воз-вращения в экономическую деятельность.

Герой одного из романов знаменитого писателя Харуки Мураками вспоминал о том, как удивлялись окружающие, что в семье он был единственным ребёнком. Затем в Японии это стал нормой. Теперь и у нас, как у всех больших и высокоразвитых, — одного ребёнка худо-бедно воспитываем, на второго решаемся далеко не всегда. Показательным и верным в связи с этим представляется, что основной акцент в послании сделан на поощрении рождения второго ребёнка. Ведь именно он даёт возможность для простого воспроизводства населения.

В целом, предложенная программа действий значительно масштабнее и радикальнее, чем меры стимулирования рождаемости горбачёвского руководства. Тогда были увеличены суммы детских пособий и возрос срок отпуска по уходу за ребёнком. Определённого эффекта в плане увеличения рождаемости во второй половине 80-х добиться удалось. Теперь главная ставка сделана на денежные выплаты. Надежды на результаты ещё большие.

Вообще, исторические параллели между событиями сегодняшними и 20-летней давности просто напрашиваются. И тогда, и сейчас руководство оценивало позиции страны достаточно оптимистично и считало возможным решать не только текущие, но и стратегические задачи. Сохраняется и общий позитивистский посыл, что с помощью материального поощрения можно добиться прироста народонаселения.

В некотором смысле, запланированное выделение многих десятков миллиардов рублей на решение демографической проблемы — это и ответ на вопрос общества о том, куда будут израсходованы сверхдоходы государства от исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Следует признать, что более благородного варианта использования средств, чем прямое вложение в людей, трудно себе придумать.

Но нельзя не сказать и о проблемах, препятствующих росту народонаселения России. К сожалению, в мире пока нет примеров успешной реализации программ стимулирования рождаемости, когда население естественным образом численно воспроизводится и даже увеличивается. В той же Германии размер помощи матерям по нашим меркам велик, однако там ситуация с рождаемостью является одной из самых неблагополучных среди развитых стран. Наиболее благоприятна обстановка в США и Великобритании, но и там естественного воспроизводства населения не наблюдается. Проблема решается в основном за счёт мигрантов. Показателен пример Великобритании, широко открывшей двери для выходцев из Восточной Европы и получившей, в основном за счёт поляков и прибалтов, улучшение динамики народонаселения и экономических показателей.

И наш опыт второй половины 80-х годов неоднозначен. Существуют расчёты, которые свидетельствуют, что в итоге у того поколения женщин значительного роста числа детей не произошло. Просто под влиянием внешних стимулов они родили запланированное число детей с «опережением графика» на несколько лет.

Также понятно, что для большого числа российских женщин, относящихся к числу «богатых и средних русских», материальные стимулы главными не являются. Для них нужно придумывать что-то другое, и на сегодняшний день к аудитории президента они не относятся. Главными получателями послания, таким образом, являются относительно бедные слои населения и «самые маленькие» из «средних русских». На них вся надежда.

Принято анализировать речь президента не только по тому, что он сказал, но и по тому, о чём он не упомянул. Хотя это и не самый правильный путь, замечу, что демографическая тема не приобрела статус национального проекта. Очевидно почему. Этим процессом практически невозможно управлять, можно только создавать определённые условия. Технические же трудности для воплощения президентских пожеланий на практике вполне преодолимы.

В целом же сегодня требовать от государства чего-то большего в плане материального стимулирования рождаемости нельзя. Таким образом, всё отдаётся на волю молодых граждан. Принимать ли заманчивое предложение государства, высказанное на самом высоком уровне, им решать самостоятельно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры