Хищная улыбка. Сотовый ритейл меняет лицо
По данным аналитического отдела компании Divizion, в 2005 году в Иркутской области было продано 550 тыс. мобильных телефонов (на 100 тыс. больше, чем в 2004 году. — Конкурент). В объёме российского рынка (31,5 млн. телефонов, проданных в 2005 году) доля Иркутской области составила 1,7%. В объёме рынка телефонов Сибирского федерального округа (4,3 млн. телефонов, купленных в 2005 году) доля Приангарья приблизилась к 12,8%. По объёмам региональных рынков СФО Иркутская область занимает 6 место, вслед за Томской, Новосибирской областями, Красноярским краем, Кемеровской областью и Алтайским краем.
Торговля мобильниками в Иркутске началась в 1995 году, когда в городе заработала первая сеть сотовой связи в стандарте DAMPS от компании «Корпорация «Северная Корона». В 1996 году на рынок вышел «Байкалвестком» (БВК), и в Иркутске появились «трубки», поддерживающие аналоговый стандарт NMT 450i. Затем в городе была построена первая цифровая сеть GSM 900, что, соответственно, привело к появлению новых мобильников, меньших по размеру и более функциональных. Впрочем, о ритейле тогда никто не говорил. «Трубки» продавались исключительно в салонах самих операторов либо у их дилеров, общее количество которых не превышало 10 на одного оператора. Фактически при отсутствии конкуренции продавцы «держали рынок» на одном уровне, не позволяя опускаться ценам на телефоны.
Активно развиваться рынок мобильных устройств начал лишь тогда, когда сотовые операторы предприняли активную экспансию на рынок «с применением стандарта GSM». В 2003 году КСК решила отказаться от DAMPS и, получив лицензию, запустила в эксплуатацию в Иркутске сеть GSM 1800. Годом позднее в регион пришла МТС. Конкурируя между собой, операторы стали снижать цены на сотовую связь и стоимость подключения. Как следствие, в 2004 году быстрыми темпами начало расти число людей, имеющих мобильник. Примерно за год уровень проникновения сотовой связи (отношение количества абонентов к общему числу жителей) в регионе с 9% вырос до 24% к середине 2005 года. Тогда же стоимость трубки перестала быть проблемой для потенциального абонента. Кредит, а также очередное снижение цен на сотовые аппараты, обусловленное конкуренцией среди продавцов, число которых начало расти вслед за наступлением GSM, сделали сотовый телефон доступным. В 2005 году минимальный порог для вступления «в лигу GSM» составлял около 90 долл. (мобильник плюс sim-карта).
Своеобразной подготовкой к бурному развитию ритейла, как считают эксперты, стало внедрение компаниями МТС и БВК услуги GPRS (General Packet Radio Service) — пакетной системы передачи данных. Чтобы комфортно пользоваться ею, необходимо было приобрести телефон более дорогой и, соответственно, более технологически совершенный. «К концу 2005 году исчерпали свой ресурс и возможности трубки, купленные на рубеже 2003-2004гг. Население пошло в магазины за очередным «апгрейдом» в виде более современных телефонов, поддерживающих GPRS, EDGE (усовершенствованный GPRS. — Конкурент) и имеющих Bluetooth», — поясняет представитель МТС.
Поход за более современными телефонами совпал с приходом в Иркутскую область федеральных торговых сетей. К работающей в регионе «Евросети» в конце лета 2005 года добавились Dixis, а затем Divizion. При этом Dixis при заходе в регион выбрала тактику «оцепления областного центра». Сначала компания открыла салоны в Усть-Илимске, Братске и городах-спутниках Иркутска и только потом, изучив рынок, пришла в областной центр. Объяснялось это тем, что рынок Иркутска был более насыщен сотовыми аппаратами, в то время как за пределами областного центра ещё оставались незанятые ниши. В качестве метода захвата рынка Dixis избрала самую эффективную и наименее затратную схему — франчайзинг. Divizion пошёл по такому же пути: компания заключила франчайзинговые договоры с двумя местными игроками рынка мобильных телефонов Иркутской области — «Ультра Компьютерс» и «Реал ТВ».
Впрочем, с приходом федеральных сетей существенного снижения цен на трубки в Иркутске не произошло. Ценовым показателем расширяющегося рынка стало лишь то, что сотовые аппараты в категории от 120 до 200 долл. подешевели на 5-7%. Зато рынок изменился качественно. Если ранее в портфеле продаж преобладали бюджетные мобильники (до 80 долл.), то с 2005 года спрос увеличился на более дорогие трубки. К примеру, структура продаж Divizion в 2005 году в Иркутской области выглядела таким образом: в ценовой категории до 80 долл. компания продала 23% мобильных устройств, в категории от 80 до 120 долл. — 34%, в сегменте от 120 до 200 долл. — 21%, в сегменте от 200 до 300 долл. — 17%, в категории более 300 долл. — 5%. В свою очередь, представитель одной из местных торговых сетей сообщил «Kонкуренту», что по итогам 2005 года рост продаж телефонов в ценовой категории от 200 до 300 долл. составил 25%, в категории свыше 300 долл. — 2,5%.
Особняком в структуре продаж мобильных устройств по сей день стоят смартфоны. Согласно данным продавцов, «шибко умные телефоны» покупают преимущественно мужчины в возрасте 25 — 31 года. Это весьма обеспеченные люди, у которых «покупка дорогостоящих товаров не вызывает финансовых сложностей». При этом они тратят деньги на дорогую трубу по имиджевым соображениям. По данным опроса, имидж и мода на дорогие телефоны — самый распространённый повод для покупки смартфона. «Для большинства из них это просто дорогой телефон, иметь который престижно, а компьютерная составляющая здесь отходит на второй план», — говорит представитель «Евросети». Впрочем, спрос на смартфоны в Иркутске совсем скромный (менее 2%). Причина низкой популярности «умных телефонов» в том, что пользователи по-прежнему не ассоциируют их с обычными компьютерами.
«Сегодня в Иркутской области наблюдается сдвиг покупательских ценовых предпочтений. Во-первых, повышается уровень покупательской способности в регионе. Во-вторых, покупатели, распробовав дешёвые телефоны, начинают хотеть более дорогие, функциональные телефоны. В-третьих, в эру потребительского кредитования покупатели теперь могут себе позволить дорогие трубки», — объясняет пресс-секретарь Divizion Очир Манджиков.
Приход московских ритейлеров также отразился и на росте числа салонов сотовой связи. Если в 2005 году их число приближалось к 60 по всей Иркутской области (60% из них были одиночными региональными салонами), то к 2006 году их количество увеличилось вдвое. При этом часть существовавших в 2005 году местных салонов перешла на федеральные бренды. Руководитель службы по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалёва объясняет стремление местных игроков перейти на известную марку весьма выгодными условиями, которые предоставляют федеральные сети. Для местного партнёра устанавливаются специальные закупочные цены, персонал салона проходит обучение, и федеральная сеть предоставляет техническую поддержу франчайзи.
Эксперты утверждают, что примерно через полтора года небольшие независимые продавцы трубок вообще перестанут существовать как класс. Под давлением федеральных сетей мелкие продавцы начнут терять покупателей, отмечает руководитель отраслевой группы телекоммуникаций и новых технологий по России и СНГ консалтинговой компании А.Т. Kearney Борис Фирсов. По его словам, под мощным рекламным давлением московских компаний часть местного населения откажется от региональных ритейлерских брендов и станет покупать трубки в федеральных сетевых салонах. Как следствие, на рынке останется 3-4 «федерала» (вероятнее всего, это будут «Евросеть», «Связной», Dixis и Divizion), забирающих под своё крыло небольших игроков, и 1-2 региональных, установивших партнёрские отношения с региональными операторами сотовой связи. Таким образом, при наличии пяти-шести брендов в регионе останется 80-90 салонов сотовой связи.
Уменьшению количества региональных салонов скорее всего будет способствовать и насыщение рынка сотовыми телефонами. Ранее мелкие продавцы трубок выживали за счёт быстрорастущего рынка сотовой связи. Сейчас рост замедлился. По данным J’son & Partners, мобильниками уже владеют 1,2-1,3 млн. человек из 2,7 млн. населения региона. В сравнении с 2003-2004 гг. в настоящее время большая часть продаж приходится не на первые по счёту мобильники, а на вторые и третьи. По мнению экспертов, федеральные ритейлеры, обладая большими финансовыми ресурсами, могут предложить больший ассортимент продукции, нежели местные игроки, и поэтому в конкурентной борьбе первые выиграют.