издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Город, рождённый референдумом

Все прошедшую неделю областной истеблишмент обсуждал заявление губернатора Александра Тишанина о создании на базе городов Иркутска, Ангарска и Шелехова единого мегаполиса. Более того, глава области уверен, что уже в следующем году можно провести референдум об объединении трёх городов в единый муниципалитет. В случае юридического объединения в регионе появится город, наполовину формирующий областной бюджет, мэр которого имеет все возможности постоянно конфликтовать с главой области.

АВТОРЫ: В прошлом году «Конкурент» уже писал об идее депутата Заксобрания Алексея Козьмина, который предлагал создать на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова единый мегаполис. Тогда законодатель особо подчёркивал, что речь идёт об укреплении и развитии экономических связей между населёнными пунктами, но не о создании единого муниципалитета. Дело в том, что в Ангарске и Шелехове достаточно велик (хотя точно никто его не измерял) процент людей, которые отрицательно относятся к юридическому соединению с Иркутском. По информации «Конкурента», ещё в январе Алексей Козьмин встречался с разработчиками стратегии социально-экономического развития Иркутской области (ею занимался пул экспертов во главе с Институтом регионального развития), после чего они включили проект развития городской агломерации «Иркутск-Ангарск-Шелехов» в финальную версию стратегии, а в начале мая обсудили проект с Александром Тишаниным.

Александр- объединитель

В минувший понедельник на брифинге, посвящённом поездке на третий Красноярский экономический форум, Александр Тишанин заявил, что иркутская делегация представила там проект развития агломерации «Иркутск-Ангарск-Шелехов». Более того, глава области заявил, что уже весной следующего года можно запустить процесс создания единого муниципалитета из трёх этих городов. Для этого должен пройти референдум во всех трёх городах. Население нового города, по словам губернатора, составит около 1,1 млн. человек. Даже при грубом подсчёте получается, что жителей собственно Иркутска (около 578 тыс. человек), Ангарска (262,8 тыс. человек) и Шелехова (68,1 тыс. человек) будет всего около 900 тысяч человек. Возможно, губернатор имел в виду, что в состав нового муниципалитета войдут поселения, расположенные в Шелеховском и Иркутском районах.

На брифинге губернатор назвал создание единого города-миллионника «главной задачей администрации области» в рамках исполнения задач, поставленных президентом в послании к Федеральному Собранию. «От Новосибирска до Находки городов-миллионников просто нет, — заявил Тишанин, — они расположены в южной части нашего континента. Вся последующая работа администрации будет направлена на это, а сделать это можно только на экономической основе».

В качестве экономической основы будущего мегаполиса губернатор видит «проект особой экономической зоны на территории трёх городов». Он сообщил, что «особая позиция» региональных властей по этому вопросу будет представлена в федеральном центре. Срок реализации проекта — февраль — апрель 2007 года. «Оптимизм региональной власти основан на проведённом недавно референдуме, — сказал губернатор. — Естественно, что без ещё одного референдума при создании агломерации не обойтись. Население должно решать, в каком городе жить».

Для главы региона объединение трёх городов — это неизбежность, которую он лишь приближает референдумом: «Через год, пять или десять лет эта тема всё равно будет, и город-миллионник будет сформирован». Тишанин считает, что проект позволит улучшить инфраструктуру всех трёх городов, изменит к ним отношение федерального центра. Здесь, видимо, он намекнул конкретно на отношение к Иркутску со стороны президента, которое глава страны высказал на встрече с руководителями объединяющихся регионов незадолго до референдума по объединению области и УОБАО. Тогда Путин выразил недовольство внешним обликом областного центра.

Далее Тишанин отметил удачное, с его точки зрения, географическое расположение Иркутска, которое может позволить в случае создания агломерации опередить другие крупные города СФО и приобрести иной статус. Александр Тишанин подчеркнул, что создание агломерации в рамках ОЭЗ позволяет надеяться, что проект — это не «дутый пузырь», а «реальный город, с реальными перспективами и возможностями». «Рядом просматривается и новый аэропорт, и всё остальное», — сказал губернатор. На вопрос, может ли агломерация получить метро, Тишанин ответил: «Это перспектива достаточно призрачная, а то, что Иркутск и Ангарск свяжет скоростной трамвай, — это реально». К слову, производством скоростных трамваев занимается ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С.М. Кирова», расположенное в Челябинской области, на родине Александра Тишанина.

Губернатор сообщил, что в ближайшее время будет представлен план организации этой работы «во всех направлениях». По его словам, уже создана «рабочая группа по проекту», а первое публичное сообщение о плане работ ожидается в конце мая: «Пока идут ежедневные консультации». Глава региона убеждён, что проект необходимо проработать на идеологическом уровне. «Мы должны взять в сторонники федеральную власть, потому что город ради города никому не нужен. Здесь, в Восточной Сибири, необходим крупный полис», — сказал он.

Отметил Тишанин и трудности, которые могут возникнуть при реализации проекта. В частности — с пониманием местными властями необходимости объединения. Если региональным властям удастся получить согласие муниципалитетов, то проект будет реализован «так, как надо», сказал Тишанин. Он отметил, что агломерация существует «де-факто», и необходимо придать этому явлению юридическую силу.

Мега-мечта

Инициатива губернатора вызвала бурную реакцию со стороны местных политиков. Пока Александр Тишанин беспокоится за администрации трёх городов, но, как минимум, от одного он уже получил поддержку. Уже на следующий день мэр Ангарска Евгений Канухин заявил, что поддерживает идею создания мегаполиса, предложенную губернатором. По его словам, он уже давно об этом мечтает. «Ещё в 2003 году на базе ИрГТУ проводилась учёба для специалистов по градостроительству, — пояснил ангарский градоначальник. — Все разделились на несколько групп и принимали участие в деловой игре. Я попал в ту группу, в которой как раз и рассматривалась идея объединения трёх городов в мегаполис. Предполагалось, что базой этого объединения должно было стать строительство международного аэропорта в «треугольнике» между городами на очень удобном природном плато, которое расположено как раз на нашей территории, в районе Стеклянки».

Политики Приангарья по-разному встретили инициативу главы региона. Как сообщает РИА «Сибирские новости» со ссылкой на депутата Законодательного собрания от Ангарска Юрия Фалейчика, это нереализуемый проект, так как, во-первых, «мегаполисы не возникают по чьей-то воле или капризу», они являются результатом хаотичного развития в период индустриальных бумов. Во-вторых, отметил депутат, города не готовы к объединению, так как они чрезвычайно разные: промышленные и молодые Ангарск и Шелехов, культурный, научный, непромышленный и старый Иркутск. Кроме того, Фалейчик предупреждает, что нельзя забывать про местный патриотизм — вряд ли жители Ангарска и Шелехова захотят потерять свою индивидуальность.

Депутат от Иркутска Антон Романов называет предложение о создании единого муниципалитета «инициативой сверху». Он указывает на то, что ни от кого из жителей трёх городов не было слышно «о готовности к объединению». По мнению Романова, весьма сложной в случае создания единого муниципалитета оказывается правовая сторона вопроса, в частности, его статуса и границ. Он согласен с коллегой из Ангарска, что могут возникнуть проблемы с ментальностью жителей и ими будет очень трудно управлять. Романов также считает, что если из 2,7 млн. населения области более 1 млн. жителей будет сосредоточено в столице, то это приведёт к перекосам в административно-территориальном устройстве. По его словам, подобная идея может оказаться актуальной не ранее чем через 50 лет, когда численность населения области и распределение по городам изменится.

В то же время депутат от Иркутска Александр Касьянов заявил, что «губернатор, выступая с подобным предложением, берёт на себя мощную прорывную функцию». По его мнению, создание такого крупного города позволит привлечь серьёзные средства. При этом он не считает, что может произойти ухудшение управляемости.

Чем больше, тем лучше

Научный руководитель Института региональной политики, доктор экономических наук Ольга Кузнецова уверена, что рост численности населения в результате объединения трёх муниципалитетов в один приведёт к увеличению потенциала его развития. «Чем больше население, тем больше ёмкость внутреннего рынка, — говорит Кузнецова. — Конечно, банку выгоднее размещать свой филиал там, где больше население и где больше предприятий (хотя бы потому, что просто больше число потенциальных клиентов)». Помимо банков, считает эксперт, в крупных городах развиваются и другие виды инфраструктуры, которые притягивают инвесторов (современный аэропорт в их числе). Легче развивать производство потребительских товаров — опять же в силу более ёмкого внутреннего рынка. Экономический рост в новом городе создаст дополнительную основу для развития малого и среднего бизнеса — чем выше уровень доходов населения (а он при экономическом развитии неизбежно вырастет), тем больше спрос на деятельность, например, парикмахерских, кафе, т.е. сферы услуг, где в первую очередь и работают малые предприятия. Причём Кузнецова обращает внимание на то, что развитие одного региона или даже одного города в Сибири вносит свой вклад в развитие всего макрорегиона. «Что хорошо отдельным регионам и городам, то хорошо и Сибири в целом. Тем более что никакого негативного воздействия на соседей в этом случае нет и быть не может», — уверяет Ольга Кузнецова.

Бизнес «за»!

В то же время бизнес-сообщество достаточно положительно отреагировало на заявление губернатора. Гендиректор компании «Пивко» Лариса Давыдова рассказала «Конкуренту», что во многих компаниях, особенно торговых, давно в ходу термин «мегаполис» — как единое пространство трёх городов (Иркутск, Шелехов, Ангарск). «Можно сказать, что бизнес давно, хотя и усилиями каждой отдельной компании, пытается объединить эти три города», — говорит Давыдова.

В первую очередь предпринимателям нравится, что в результате создания единого муниципалитета могут сократиться бюрократические барьеры. «Сегодня компаниям приходится регистрировать филиалы в этих трёх городах, развивая свои сети, более того, у каждого города есть своя специфика, дополнительные условия, которые надо учитывать, согласовывать, преодолевать. Приведение всех этих процедур к единому формату, а тем паче — к формату областного центра, не только сократит время, но и поднимет уровень культуры работы с налогоплательщиком, да и самих налогоплательщиков в отношении к властям», — считает Давыдова.

В то же время бизнесменов беспокоит статус города-миллионника. Генеральный директор ООО «СпортМастер» депутат Заксобрания Андрей Кайдаш видит опасность в самом определении города-миллионника для региональных и местных владельцев розничных сетей. По его мнению, сейчас в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске зарубежные сети активно вытесняют российских конкурентов из этих самых миллионников. Кайдаш считает, что в случае объединения трёх городов Приангарья в город-миллионник крупные российские и иностранные сети появятся и в Иркутске. «Безусловно, потребитель от этого выиграет, но встанет вопрос о выживании местных предпринимателей, и как следствие — о наполнении бюджета налогами от предпринимательской деятельности. Это ударит в первую очередь по бюджету создающегося муниципального образования», — уверен депутат. Дело в том, что федеральные розничные сети, как правило, зарегистрированы в Москве, где и платят основную массу налогов. Поэтому Кайдаш призывает к протекционистским мерам по защите местных предпринимателей и созданию им дополнительных конкурентных преимуществ «перед более крупным западным капиталом». Бизнесмен уверен, что компании, не достигшие к моменту оформления мегаполиса необходимого уровня развития, с рынка уйдут.

Жилищный вопрос

В то же время эксперты опасаются, что создание единого муниципалитета может спровоцировать рост цен на жильё в бывших городах-спутниках. Как считает начальник отдела по учёту и распределению жилья администрации Ангарского муниципального образования Геннадий Акентьев, после объединения трёх городов в единый мегаполис цены на жильё в Ангарске могут сравняться с иркутскими, такая тенденция наблюдается уже в настоящее время. Сохранение цен на прежнем уровне возможно только при значительном увеличении темпов строительства жилья, больших инвестициях.

Но проректор БГУЭП Михаил Рачков уверен, что цены на жильё, наоборот, уменьшатся: «Большой город потребует мощной строительной индустрии. Когда стройматериалы начнут производиться рядом с Иркутском в промышленных масштабах, это повлечёт снижение цены на них и удешевление жилья. Плюс микрорайонная, а не точечная, как в центре Иркутска, застройка между Иркутском и Ангарском — она тоже существенно удешевит стоимость квартир. Кроме того, насколько я знаю, проект ОЭЗ между Иркутском и Ангарском предполагает строительство нескольких новых заводов стройматериалов», — говорит Рачков.

А Минрегион сомневается

Довольно скептически отнеслись к проекту губернатора в Минрегионразвития. Заместитель директора департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования министерства Максим Перов рассказал «Конкуренту», что переговоры по этому проекту между администрацией Иркутской области и министерством не проводились. «Идея правильная, но реализовать её будет сложно, — считает чиновник. — Три города разнесены достаточно далеко. Необходимо обеспечить высокую степень связности, что потребует как минимум строительства четырёхполосного скоростного автобана».

Увеличение финансирования такой агломерации федеральным центром кажется Максиму Перову проблематичным. «Об увеличении финансирования можно говорить в рамках реальной стратегии развития Иркутской области. Проект стратегии в существующем виде — это сведённые воедино стратегические планы шести промышленных «олигархов». Получается, что администрация области становится территориальным отделением РСПП», — отметил Перов. Проект мегаполиса явно находится в другой логике и может рассчитывать на поддержку федерального центра, если будет органично встроен в стратегию развития Сибири, отметил он.

Сам себе минёр

Декан факультета государственного и муниципального управления БГУЭП Лариса Соколова обращает внимание на то, что заявление губернатора — это политическая воля, которую нужно подкреплять экономическими, социальными, экологическими расчётами. «Над данной проблемой необходимо серьёзно поработать, — говорит она, — как в плане экономической эффективности, так и в плане организационного управления. Таких наработок пока никто не опубликовывал». По мнению эксперта, автоматического соединения быть не может, поскольку экономическая теория предполагает не автоматизм, а целесообразность. Если в экономических расчётах будут прослеживаться элементы кластерного подхода в организации, то на этой основе можно говорить об объединении; если этого не будет, то никакое объединение невозможно, а возможен только вариант административного насилия. Идея создания мегаполиса, уверена Соколова, — пока не проработанный проект.

Эксперт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Ланцев считает, что связка мега-города и ОЭЗ надумана. «Ничто не мешает создать её (ОЭЗ. — «Конкурент») в нынешних условиях, — говорит он. — Причина, по которой все регионы стремятся создать ОЭЗ, — система межбюджетных отношений. Она не отвечает требованиям дня. Централизация финансовых ресурсов — это крайне неэффективная модель. Если бы регионам и муниципалитетам оставалось достаточное количество средств, вопрос об ОЭЗ не стоял бы. Идея, вероятно, появилась от отчаяния».

В то же время Ланцев указывает на, пожалуй, самую главную проблему будущего муниципалитета. Дело в том, что Иркутск, Ангарск и Шелехов — промышленно и финансово развитые города. После объединения в супергороде будет проживать 45% населения области. Соответственно, мэр этого города станет одним из самых влиятельных политиков в регионе. «В большом количестве субъектов федерации объективно существуют предпосылки для конфликта между губернатором и главой столицы, — говорит Ланцев. — Столица, как правило, крупный донор. При этом в части бюджетной обеспеченности, как правило, она не входит в число лидеров. Региональная власть перераспределяет средства в пользу более слабых территорий. Это повод для конфликтов». Таким образом, губернатор сам под себя под-кладывает мину. В регионе появится политическая фигура, которая будет отвоёвывать свои интересы, оппонируя губернатору.

Возможно, Александр Тишанин исходит из того, что ко времени объединения Госдума примет поправки в федеральное законодательство, по которым вертикаль власти будет продлена до мэров региональных центров, а их кандидатуры будет утверждать гордума с подачи губернатора. Однако обсуждение этих поправок уже перенесено на осень этого года, и не факт, что они не будут отклонены.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Из чего хочет сделать мегаполис Александр Тишанин

Социально-экономическая ситуация в Иркутске, Ангарске и Шелехове за январь — сентябрь 2005 года (источник: иркутская обладминистрация)

Иркутск

Ангарск (данные по Ангарскому муниципльному району)

Шелехов (данные по Шелеховскому МО)

Площадь

30143 га

72 тыс. га

202 тыс. га

Численность населения

Около 578 тыс. чел.

262,8 тыс. чел.

68,1 тыс. человек

Доля промышленности в экономике города

28%

56,8%

71,4%

Общая выручка от реализации продукции, работ, услуг

Нет данных

22743,4 млн. руб.

18865,0 млн. руб.

Планируемые к уплате налоги и сборы в местный бюджет на 2005г.

2916,0 млн. руб.

1414,2 млн. руб.

184,3 млн. руб.

Введено жилья на душу населения

0,075 кв. м

0,024 кв. м

0,083 кв. м

Оборот розничной торговли

30262 млн. руб.

7400,2 млн. руб.

1907,6 млн. руб.

Среднедушевой денежный доход

8671,1 руб.

7197,7 руб.

7766,3 руб.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

Нет данных

30,7%

25,0%
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры