Политическое обновление
В последние годы в иркутских региональных отделениях политических партий идёт смена лидеров. Через обновление руководства уже прошли местные «Яблоко», СПС, недавно сменился лидер «Молодой гвардии Единой России». Все новые лидеры — это бывшие или действующие бизнесмены, которым нет ещё 40 лет, прагматики, рассматривающие партийную работу как новый способ карьерного роста и возможность попробовать себя в незнакомой роли политика. Исключение составляет пока только ИРО партии «Единая Россия». Однако, по информации «Конкурента», и в нём грядут перемены. Хотя пока доподлинно не известно, кто может занять должность секретаря регионального политсовета единороссов. Им может оказаться молодой политик, имеющий опыт работы в бизнесе.
«Яблоко»: лидер каждый год
С 2002 по 2005 год в иркутском отделении «Яблока» сменилось четыре лидера. Первым от дел отошёл журналист и политтехнолог Виталий Камышев, который занимал должность председателя ИРО с момента его образования весной 1996 года по весну 2002-го. «Яблоко» тогда находилось в оппозиции к действующему губернатору Борису Говорину. Как объяснил корреспонденту «Конкурента» сам Виталий Камышев, в 2001 году, вскоре после выборов губернатора Иркутской области, его пригласили на работу в Москву и он добровольно покинул свой пост. Сейчас он занимается политической аналитикой и работает технологом в избирательных кампаниях и не жалеет, что расстался с руководством ИРО «Яблоко».
Камышева сменил отставной рубоповец Александр Балашов, но долго на этой должности он не задержался, и в начале 2004 года в иркутском «Яблоке» появляется Тимофей Нижегородцев. В 1997 году он работал на выборах губернатора против Бориса Говорина, за что впоследствии, по собственному признанию, был сослан в армию. Перед возвращением в Иркутск Нижегородцев занимал должность руководителя аппарата федерального «Яблока». Первое, что сделал Нижегородцев после своего появления в Иркутске в 2004 году, — он заявил о том, что не сторонник борьбы с губернатором Говориным. Но на осенних выборах в Заксобрание «Яблоко» набрало лишь 2% при необходимых 5%. Как результат, Тимофей Нижегородцев ныне занимает должность начальника одного из отделов в федеральной антимонопольной службе, а региональное «Яблоко» осталось его другу Александру Николаеву — молодому бизнесмену, который и является руководителем отделения. Фактически сейчас «Яблоко» исчезло из политической жизни Приангарья.
СПС: от идеалиста к прагматику
ИРО СПС с самого его основания возглавлял Юрий Курин, бывший прокурор и заместитель губернатора Юрия Ножикова. Он также находился в оппозиции к действующему главе области Борису Говорину. Директор Байкальского фонда гражданских инициатив «Открытая Россия» Алексей Петров считает, что Курина, как и лидеров его партии, сгубила своеобразная политическая наивность. «Он считал, что если он и его окружение проголосуют за СПС, то партия наберёт те самые девять процентов», — рассказывает Алексей Петров. Закономерный итог — в декабре 2003 года СПС провалился на выборах в Госдуму. В начале февраля 2004 года Курин сообщил, что не только подаёт в отставку с должности председателя политсовета ИРО, но и выходит из федерального руководства партии.
В новый состав политсовета были избраны те иркутские правые, которые желали пойти на «конструктивный диалог» с Говориным. Их лидером, как и председателем политсовета, стал 33-летний депутат Алексей Козьмин. А на выборах в Заксобрание, которые состоялись 10 октября 2004 года, Козьмин, будучи вторым номером в списке близкого к губернатору избирательного блока «За родное Приангарье!», снова занял депутатское кресло.
По мнению члена политсовета ИРО СПС Сергея Беспалова, Алексей Козьмин как лидер отличается от Юрия Курина так же, «как хиппи отличается от прокурора». «Козьмин — очень креативная личность, — говорит Беспалов, — а Курин всегда пытался выстроить некую систему работы, у него был постоянный аппарат из трёх-четырёх человек, проводились мероприятия, издавалась газета». При этом Алексей Козьмин, которого коллеги по партии считают «прагматичным политиком нового поколения с европейским типом мышления», умел и умеет договариваться с региональными властями, хотя часто и очень жёстко критикует федеральный центр, финансово-промышленные группы.
«Родина»: от студента к трейдеру
В конце прошлого года бывший лидер студенческих профсоюзов Иркутского гос-университета, а ныне депутат Заксобрания 28-летний Георгий Кузьмин, возглавлявший ИРО «Родина», добровольно подал в отставку. Его сменил депутат регионального парламента Андрей Чернышев. Ему 37 лет, он бизнесмен, владеет розничными сетями по продаже продуктов питания, лесоперерабатывающими предприятиями. Бывший и нынешний лидеры особо и не скрывают, что причины смены руководства в ИРО скорее финансовые и управленческие, чем политические. Георгий Кузьмин был не в состоянии найти спонсоров для отделения. Андрей Чернышев, как и Алексей Козьмин, — больше прагматик. Он сразу же начал наполнять политсовет представителями среднего и малого регионального бизнеса и чётко ставит перед собой партийные цели (увеличивать число членов и местных отделений) и личные приоритеты (например, занять место в списке партии на выборах в Госдуму).
«Единая Россия»: от самолётостроителя к мэру
О том, как в апреле прошлого года мэр Иркутска Владимир Якубовский сменил на должности секретаря политсовета ИРО «Единая Россия» председателя совета директоров корпорации «Иркут» Алексея Фёдорова, «Конкурент» неоднократно уже писал. Владимир Якубовский представитель того же поколения — ему 54 года; к бизнесу, в отличие от большинства вышеперечисленных новых партийных лидеров, прямого отношения никогда не имел.
Единороссы считают, что лидеры Якубовский и Фёдоров отличаются, как может отличаться производственник от чиновника. «Фёдоров — человек, которого интересует не желание продавить свою точку зрения, а общее решение, приемлемое для всех. Однако же когда вопрос был принципиальный, — отмечает председатель комитета по собственности и экономической политике Заксобрания Максим Сурнин, — он мог быть очень жёстким». Гендиректор ОГУП «Дорожная служба Иркутской области», лидер фракции «Единая Россия» в Заксобрании Сергей Мутовин считает, что стиль Фёдорова — более авторитарный. Депутат Госдумы и член генсовета партии Сергей Попов, курирующий Иркутскую область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, в свою очередь отметил, что Якубовский и Фёдоров схожи: «Они оба открытые, даже бесхитростные. С нашей точки зрения, таким лидер партии и должен быть». В то же время, по мнению Попова, Фёдоров более динамичный, работает в импульсном режиме, а Якубовский склонен к более плавной, системной работе.
Время молодых
И Алексея Козьмина, и Андрея Чернышева, и возглавившего недавно ИРО «Молодая гвардия Единой России» Сергея Тена, и Александра Николаева объединяет то, что все они молодые — в возрасте от 30 до 40 лет — политики, в прошлом (а иногда и в настоящем) имевшие непосредственное отношение к бизнесу. Все они чётко осознают как свои личные цели, так и цели своей парторганизации, умело совмещают и то, и другое. Сергей Тен считает, что это закономерно: «Для реализовавшихся в бизнесе, но не достигших ещё 40-летнего возраста наступает время, когда хочется большего. Достичь этого можно, придя в политику».
Спикер Заксобрания Виктор Круглов предлагает пока не делать поспешных выводов. Он не считает, что приход на должности руководителей ИРО молодых бизнесменов — это явная тенденция. Правда, Круглов признаёт, что все перечисленные нами лидеры, за исключением Владимира Якубовского, — люди примерно одного возраста и схожего занятия: «Это, наверное, веление времени». Более того, он считает, что «люди из бизнеса, понимающие толк в партийном строительстве, — это лучший выбор для руководства ИРО».
Необходимо помнить, что руководство Якубовского с самого начала воспринималось партийцами как временное. В частности, как пояснил Виктор Круглов, то, что именно иркутский мэр стал лидером единороссов в Приангарье, «был чисто партийный ход для того, чтобы в том числе и партийным авторитетом обеспечить выборы Якубовского в городе. Цинично, но верно».
Поэтому в недрах регионального отделения партии периодически появляется информация о возможной смене лидера уже в ближайшем будущем. Источники в руководстве партии считают, что приостановка региональной отчётно-выборной конференции, которая началась на прошлой неделе, необходима для того, чтобы выработать общую позицию отделения по поводу перевыборов секретаря политсовета. Сейчас в области есть два политических центра: это близкая к Виктору Круглову часть элиты и формирующаяся под руководством нового губернатора Александра Тишанина, по большей части из варягов, областная администрация. По мнению наблюдателей, последние постараются не допустить усиления второй стороны и, если решение об уходе Якубовского будет принято, вынуждены будут поддержать нейтральную фигуру. Учитывая тенденцию, о которой мы говорили выше, можно уже сейчас предположить примерный список кандидатур на должность будущего секретаря политсовета. Правда, необходимо делать скидку на то, что «Единая Россия» по своему составу «старее» перечисленных выше партий, поэтому достаточно молодыми лидерами в ней считаются политики, не достигшие 45 лет.
Под указанные параметры попадают гендиректор ЗАО «Истлэнд» Сергей Ерощенко (45 лет), руководитель «Фонда поддержки ИРО партии «Единая Россия» Сергей Курилов (45 лет, председатель совета директоров «Иркутскгражданпроекта»), директор Иркутского представительства компании «Илим Палп» Олег Каньков (43 года), главный федеральный инспектор по Иркутской области и УОБАО Константин Зайцев (37 лет, в прошлом заместитель гендиректора по экономике и финансам АО «Ангарская нефтехимическая компания» и экс-депутат Госдумы), а также два депутата Заксобрания — зампредправления ОАО «Росбанк» Александр Ведерников (38 лет) и генеральный директор ОАО «Южный Кузбасс» Игорь Хафизов (39 лет). Последние недавно сменили прописку с иркутской соответственно на московскую и кемеровскую. Впрочем, окончание конференции иркутские единороссы собираются приурочить к объединению с Усть-Ордынским региональным отделением партии. Тогда могут произойти кадровые изменения в составе политсовета.