издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"На что жалуетесь?"

  • Автор: Татьяна КРАСАВИНА, пресс-секретарь Иркутской таможни

Так называлась акция, проведённая недавно Иркутской таможней. Основной её целью было переориентировать участников внешнеэкономической деятельности на обращение с жалобами не в суды, а в вышестоящие таможенные органы.

Как выяснилось, участники внешнеэкономической деятельности и не торопятся жаловаться на таможенников. Так, по телефону доверия был лишь один звонок с конкретной жалобой на действия должностных лиц Восточно-Сибирской оперативной таможни. По этому факту сейчас проводится служебное расследование. В основном же обращались в правовой отдел таможни за консультациями по порядку обжалования решений, определению кода товара, полномочиям декларанта, срокам уплаты таможенных платежей и т.д. На все вопросы были даны исчерпывающие ответы.

В рамках акции проведено также добровольное анкетирование участников внешнеэкономической деятельности. Из 35 опрошенных 32, как оказалось, знакомы с порядком и сроками обжалования решений и действий таможенников. Причём 25 из них предпочитают сначала обращаться в таможенный орган, а уж потом, в случае необходимости, в суд.

Позиция же таможенных органов: не доводить дело до судебных разбирательств. В региональных таможенных управлениях созданы специализированные подразделения по контролю за соблюдением законодательства. В их функции входит также рассмотрение жалоб и споров.

Практика показывает, что при обращении в суд часто затраты значительно превышают сам эффект от выигранного дела. Например, одна крупная транспортная организация из года в год обжалует каждое постановление Иркутской таможни по привлечению к административной ответственности. При этом, как правило, проходит все четыре судебные инстанции по одному делу, несмотря на то, что суммы налагаемых штрафов мизерны и никак не соотносятся с судебными затратами.

Но где гарантия того, что вышестоящие таможенные органы объективно рассмотрят заявление, а не станут защищать честь мундира?

О полноте и объективности рассмотрения жалоб свидетельствуют цифры: в 2002 году Сибирским таможенным управлением удовлетворены только 9% жалоб на решения и действия подчинённых таможен, в 2003-2004 годах этот процент увеличивался в 2 раза. В прошлом году уже 72% решений нижестоящих таможенных органов были признаны незаконными.

Напоминаем, что в соответствии со ст.ст. 45, 46 Таможенного кодекса (ТК) России можно обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в вышестоящем таможенном органе или в суде.

Для Ангарского, Байкальского, Иркутского, Нижнеудинского, Саянского, Усольского, Шелеховского таможенных постов и поста аэропорта Иркутск таким вышестоящим органом является Иркутская таможня, расположенная по адресу: г. Иркутск, ул. А. Невского, 78.

На саму же Иркутскую таможню можно жаловаться в Сибирское таможенное управление (630082, г. Новосибирск, ул. Тимирязева, 74) или Федеральную таможенную службу (121087, г. Москва, ул. Новозаводская, 11/5).

Согласно ст. 48 ТК России, жалоба подаётся в течение трёх месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, или со дня истечения установленного для принятия решения срока.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры