Передел полномочий
В среду на сессии Законодательного собрания Приангарья были приняты сразу в окончательном чтении поправки в Устав области, расширяющие полномочия законодателей. Теперь губернатор вынужден будет согласовывать с депутатами кандидатуры руководителей шести ключевых ведомств обладминистрации. Попытки представителей Александра Тишанина заблокировать как сессию, так и сами поправки не увенчались успехом. У главы региона остался ещё один шанс - вето. Но, по мнению наблюдателей, он на подобное вряд ли пойдёт. В случае наудачи это будет уже третье преодолённое вето губернатора с момента его назначения.
З
аконопроект «О внесении изменений в Устав Иркутской области» был обнародован ещё в марте группой из 17 депутатов, среди которых были представители «Единой России», «Родины», блока «За родное Приангарье!», КПРФ. Законопроектом вносятся в Устав 26 поправок — большинство технические, но есть и принципиальные. Камнем же преткновения стало расширение полномочий законодателей, в результате которого губернатор обязан согласовывать кандидатуры шести руководителей подразделений обладминистрации. Это органы по управлению областными финансами, государственной собственностью, соцзащиты, сельского хозяйства, лесопромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования. Соответственно, законодатели получат право отзыва тех чиновников, которых согласовывали.
Застарелые обиды
Поправки вызвали резкую реакцию представителей обладминистрации. В частности, первый замгубернатора Юрий Параничев заявил, что депутаты голосовали за кандидатуру Александра Тишанина и не должны вмешиваться в его кадровую политику. В свою очередь, парламентарии говорили, что если Заксобрание утверждает губернатора, то он несёт перед парламентом ответственность, а значит, депутаты должны иметь возможность контроля кадровой политики главы области. Были и другие причины. Кадровая политика губернатора вызывает вопросы у парламентариев, особенно то обстоятельство, что он на ключевые должности расставил «своих» людей, как правило, приехавших из других регионов. В числе «варягов» и.о. начальника главного финуправления Ирина Бондарева (Читинская область), её первый заместитель Алексей Гуц, заместители по экономическим вопросам (их обязанности были разделены только в минувшую пятницу, о чём читайте в следующем номере «Конкурента»), Павел Вибе (Челябинская область), Сергей Воронов (Нижний Новгород), Владимир Третьяк (Москва) и т.д.
Отставной суд
Наступление на губернатора не ограничилось только поправками в устав. Одновременно депутаты решили признать недействительным закон «Об уставном суде Иркутской области». Губернатор наложил вето на закон об отмене этого закона, а парламент решил его преодолеть. Причём Заксобранию пришлось пойти на кадровые перестановки, чтобы достичь необходимого результата. Комитет по госстроительству, в заседании которого принимали участие только три депутата (родинцы Георгий Кузьмин и Владимир Мичурин и зампред комитета Андрей Лавров), не смог прийти к единому мнению. А его решение необходимо было для вынесения вопроса на сессию.
В минувшую среду на сессии первым делом в комитет были введены два новых члена: только что получивший удостоверение Сергей Курилов и неожиданно изъявивший желание сменить комитет Виктор Белоусов. В перерыве комитет по госстроительству, обновлённый и дополненный, собрался на экстренное заседание и большинством голосов принял решение рекомендовать сессии преодолеть вето губернатора. Это уже второе вето Александра Тишанина, которое преодолевает региональный парламент (первое законодатели преодолели ещё в сентябре, когда Тишанин поддержал вето на закон «О межбюджетных трансфертах в Иркутской области», которое наложил ещё губернатор Борис Говорин).
Поработали
Перед сессией представители обладминистрации попытались «поработать», как это называется на политическом сленге, с депутатами. Сам Александр Тишанин встречался с Виктором Кругловым. Спикер рассказал, что на встрече они договорились «о нормальной работе двух ветвей власти»: «Мы договорились о том, что будем решать большинство вопросов до сессии в рабочем порядке, о более плотном взаимодействии губернатора и спикера». Однако, несмотря на положительный исход переговоров, поправки отозваны не были.
На заседании, когда дело дошло до поправок в устав, стороны вновь представили свои аргументы. Андрей Лавров зачитал десятиминутный доклад, составленный специалистами правового управления ЗС, в котором последовательно и обстоятельно доказывал, что поправки не противоречат никаким нормам федерального законодательства. По его словам, федеральное законодательство позволяет законодательному органу принимать участие в формировании высшего исполнительного органа власти. Лавров заявил, что подобная система действует в Архангельской, Астраханской, Новосибирской области, Приморском и Красноярском крае и так далее. «Почему именно руководители исполнительных органов власти, а не заместители губернатора?» — задавал вопрос Лавров и сам же на него отвечал, что полномочия заместителя губернатор определяет сам, а значит, они могут меняться (что, как правило, и происходит, как в случае с Вороновым, Третьяком и Вибе). А вот полномочия руководителей подразделений вытекают из полномочий самого подразделения и изменяются специальным нормативным актом.
Пётр Парцей в двадцатиминутном докладе не менее последовательно и обстоятельно опровергал доводы оппонента. Он заявил, что большая часть поправок направлена «на ограничение полномочий исполнительной власти и, по сути, на её подчинение Заксобранию вопреки конституционному принципу разделения властей». По словам Парцея, то, что губернатор не может вносить одну и ту же кандидатуру на должность руководителя подразделения обладминистрации более двух раз, лишает его права выбора при формировании кадрового состава. «Одна кандидатура отклонена, вторая, третья и что же дальше? Отклоняем до тех пор, пока не будет представлена кандидатура, удобная и выгодная ЗС или группе депутатов, объединённых личными или корпоративными интересами», — недоумевает полпред.
Ни мира, ни войны
Депутаты проголосовали за поправки практически единогласно. Лишь несколько человек воздержались, а «против» проголосовал один Владимир Мичурин. Алексей Козьмин, воздержавшийся в ходе голосования, пояснил свою позицию тем, что поправки были приняты сразу в окончательном чтении, «хотя такой большой сложный документ необходимо было принимать в двух чтениях». Кроме того, Козьмин рассказал, что на его позицию повлияли изменения в законопроекте. «Когда я подписывался под ним, речь шла о согласовании кандидатур заместителей губернатора, а не руководителей подразделений», — заявил он.
После голосования на вопрос журналистов, значит ли принятие поправок началом открытой войны между Заксобранием и обладминистрацией, первый замгубернатора Юрий Параничев заявил, что «не надо сталкивать нас лбами, речь идёт о рабочих моментах». Виктор Круглов озвучил информацию о договорённостях с губернатором, достигнутых в понедельник, и также отрицал начало боевых действий между ним и главой региона. По словам спикера, наоборот, Законодательное собрание и обладминистрация «разделили ответственность», а изменения в уставе — это начало более конструктивных отношений между парламентом и губернатором. В то же время спикер не исключает, что губернатор наложит вето на закон. Однако же, как предположил Андрей Лавров, вето может и не последовать: «Это может быть уже третье преодолённое вето, слишком большой удар по репутации губернатора».
Алексей Козьмин считает, что Александр Тишанин может обойтись и без вето: «Большинство руководителей в обладминистрации уже назначено, и депутаты не могут выразить им недоверие, к тому же существуют способы юридически обойти новые нормы в уставе». По мнению депутата, сами поправки никак не отразятся на политической ситуации в области: «Всё будет зависеть от текущего политического момента, так как Заксобрание может нормально работать с губернатором и без таких полномочий». Юрий Фалейчик также считает, что поправки не повлияют на политические отношения между исполнительной и представительной ветвями власти. Но, уверен депутат, обладминистрация вынуждена будет более активно взаимодействовать и с собранием, и с депутатами, и с профильными комитетами, дабы не нарваться на неприятности и процедуру отзыва».