издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Миг и вечность

  • Автор: Светлана ГРИГОРЬЕВА

Фестиваль поэзии в Иркутске и других городах Приангарья проводится с 2000 года, умножая число любителей изящной словесности.

Каждый фестиваль собирал звёздный состав гостей, определялись и темы дискуссий, вызывающих неизменный интерес у литераторов и филологов. Поэты из Москвы Кирилл Ковальджи, Тимур Кибиров, Ирина Ермакова, Дмитрий Веденяпин и Анатолий Кобенков в этом году подняли тему «Поэт и одиночество». Но прежде чем состоялся этот живой и, как выяснилось, волнующий аудиторию разговор, прошёл литературный вечер.

Гостей по сложившейся традиции представлял Анатолий Кобенков. Из многочисленных регалий Кирилла Ковальджи он отметил главную — его многочисленные книги, издающиеся на протяжении полувека. Через его студию прошло множество поэтов, составляющих гордость русской литературы. Тимура Кибирова тоже можно отнести к поэтам старшего поколения, отличается он парадоксальностью мышления, остроумием и самоиронией. Ирина Ермакова, как и её родители, училась строить мосты, стихи же начала писать на темы, далёкие от математических расчётов. Ирина — лауреат нескольких литературных премий, на её авторские вечера в Москве попасть не просто.

Особое место среди гостей фестиваля занимает Дмитрий Веденяпин: он не только поэт, но и переводчик. Славно его имя ещё и тем, что он потомок декабриста Веденяпина, прожившего в ссылке в Иркутске тридцать лет.

«Если взглянуть на такой праздничный десант издалека, — писал в анонсе к фестивалю Кобенков, — первое, что бросается в глаза, — это то, что он показывает поэтов, чьи музы даже не перемигиваются друг с дружкой, а коли аукаются, то, конечно, как повелось ныне, с разномастными предшественниками: Ермакова — с Некрасовым, Ковальджи и Кибиров — со всем огромным арсеналом той поэзии, которую мы грубо обозначаем как «советскую», притом Кирилл продолжает общение с этим арсеналом и не без уважения, а Тимур — всерьёз, но исключительно для очередных своих пересмешек…»

Стихов на литературном вечере было прочитано немало. В них присутствовала и любовная лирика, и философские размышления о смысле бытия, самоанализ и гипертрофированное «я» в трагическом ощущении жизни. Кроме гостей, читали стихи и наши иркутские поэты — Марина Акимова, Андрей Богданов, Татьяна Суровцева, Алексей Шманов, Любовь Сухаревская. Признаться, разницы в мироощущении провинциальных и столичных поэтов аудитория не почувствовала. Наши поэты умеют глубоко чувствовать, стремятся к познанию себя и окружающего их мира.

На вопросы участники фестиваля отвечали как своими стихами, так и написанными авторами далёкого прошлого. На заданный вопрос «Что такое смерть?» Веденяпин, ссылаясь на Баратынского, ответил: «Новоселье». Из пожеланий запомнилось: «Чтобы Бог был без беса».

На фестивалях прежних лет темы дискуссий были конкретными: «Поэты — детям», «Поэты-дикороссы», «Русские поэты на других берегах», «Российские поэтические школы», в этом году тема «Поэт и одиночество» показалась настолько личной, что вызвала не просто споры, но и категоричное несогласие одного выступающего с другим.

Веденяпин, например, говорил о том, что эту тему можно заболтать банальными сентиментальностями: «Для поэта одиночество — обязательное и необходимое условие творчества». Кирилл Ковальджи убеждён, что одиночество — цена внутренней свободы, тем более разговаривать с Богом можно только один на один.

«Перед Богом равны все», — возражал Тимур Кибиров. Вслушивание в свой внутренний мир представляется наивысшим проявлением эгоцентризма. Лирическому поэту кажется, что он центр Вселенной, он забывает о том, что этих центров миллионы. С точки зрения Бога, переживания Пушкина не более важны, чем какого-нибудь шофёра. Одиночество поэта не отличается чем-либо от одиночества любого духовно развитого человека.

Ирина Ермакова тоже резко возразила первым выступающим. Она считает, что поэт менее одинок, чем любой другой человек, у него есть стихи. Отвергая одиночество для поэта как необходимое условие творчества, она назвала это состояние уединением, в котором ему хорошо. В стране исчезло чувство общности, слова говорятся, но к конкретным людям они не относятся.

Дискуссия получилась достаточно сумбурной, каждый пытался выразить своё ощущение одиночества, понимание внутреннего конфликта поэта с окружающим миром. Многие склонялись к тому, что не только поэт может испытывать чувство одиночества, это состояние может испытывать каждый человек. Вопрос только в том, насколько этому человеку интересно с самим собой. Скорее всего, обсуждение заданной темы относится к философской категории, которая, обобщая мироощущение отдельной личности, может подняться до общечеловеческих проблем.

Фестивальные дни были полны событий, среди которых важной была и презентация альманаха «Иркутское время», в котором опубликованы стихи поэтов — гостей VI фестиваля и тех, кто приезжал к нам в прошлом году. В разделах «Мемориал» и «Перекличка» можно ознакомиться со стихами иркутских поэтов, в рубрике «Соседи» — с поэтами из городов Сибири. Интересны воспоминания Татьяны Копыловой о том, как отмечался 65-летний юбилей Бродского в Иркутске.

Поэтический фестиваль щедр. Он не ограничивается встречами поэтов с читателями только областного центра. Любители поэзии Шелехова, Саянска, Зимы, Братска также могли познакомиться со стихами гостей форума, задать волнующие их вопросы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры