Дорожный оптимизм. "Ворота" в Прибайкалье будут обустроены по западным меркам
В середине мая на обслуживаемом управлением дорог "Прибайкалье" участке магистрали Новосибирск - Иркутск (М-53) застряла импортная фура весом тонн эдак на 40. Села посреди дороги прямо на мост, и вытащить её - ну никак. Пришлось разгружать тяжеловес, выдёргивать его, а затем опять загружать. Обслуживающему участок Саянскому ДЭП-153 пришлось нести сверхнормативные затраты и на эти работы, и на поиски крупногабаритных каменных материалов, чтобы закрыть пучинистые места, неизменные спутники интенсивной оттайки грунтов земляного полотна.
Трансконтинентальная широтная магистраль Москва — Владивосток на Иркутском её участке (909 км) реконструируется уже 40 лет, но так и не может избавиться от гравийных разрывов некатегорийных, требующих реконструкции километров. Там просто был и до сих пор остаётся временный проезд. Инженерного сооружения, каковым должна являться дорога (с отсыпкой земполотна, строительством искусственных сооружений, водоотводов и др.), там никогда не существовало.
Вот почему так воодушевились в управлении дороги после совместного совещания по транспортному комплексу Иркутской области, которое провели глава Минэкономразвития Герман Греф, замминистра Минтранса Александр Мишарин, руководитель ФДА Олег Белозёров и заместитель главы областной администрации Сергей Кыштымов. Оно дало новый толчок развитию главного транспортного стержня Приангарья. Ещё больше оптимизма придал президентский указ о социальной поддержке Иркутской области, в котором отдельной строкой обозначено строительство мостового перехода через Ангару и обхода г. Иркутска.
— Если указ сработает и нам будут выделены деньги, то уже в этом году мы планируем освоить на обходе 100 млн. руб, — рассказывает начальник упрдор «Прибайкалье» Александр Суслов. — Половина из них уйдёт на оплату за лес под будущую магистраль, остальные подрядчик использует непосредственно на её строительстве.
24-километровый обход Иркутска (Вдовино — Чистые Ключи) — это серьёзнейший, с крупным мостовым переходом через р. Иркут, объект. По расчётам специалистов управиться с ним можно за три года и открыть движение по обходу уже в 2009 году. Сейчас заказчик в ожидании заключения экспертизы проекта, сметная стоимость которого зашкаливает за два миллиарда рублей.
Но всё это, как говорится, день завтрашний. Пока же основное внимание дорожных строителей сосредоточено на ликвидации гравийных разрывов на М-53 «Байкал». Разрывы эти составляют немногим более 70 км от Тайшета до Тулуна. На данный момент работы продолжаются на двух участках протяжённостью 20 и 24 км. С 2004 года их ведёт хорошо зарекомендовавшее себя ОАО «Братскдорстрой».
— Через пару лет эти участки будут в эксплуатации, — не сомневаются руководитили управления дороги. — Уже нынче братчане сдадут двухпролётный железобетонный мост с подходами (2,5 км) через р. Замзор, а в 2007-м — ещё 10 км на смежном участке дороги.
Для местных дорожников участок Замзор — Камышет — один из самих проблемных на Московском тракте. Прошлым «мокрым» летом здесь было закрыто движение автотранспорта на двое суток. Сейчас там появился мост, хоть и пока недостроенный, но уже способный обеспечить альтернативный проезд на случай разлива р. Замзор. На следующий год планируется открыть финансирование и начать работы на участке 1251-1261 км. «А ещё разрабатываем проектную документацию на реконструкцию 30-километрового участка между Нижнеудинском и Тулуном, — добавляет зам. начальника управления Борис Вертиков. — В прошлом году на нём были начаты проектные работы по строительству моста через р. Курзанка».
Кстати, это последний из оставшихся на Московском тракте деревянный мост, который дорожники латают каждую весну. Мостостроители грозятся избавить их от этих хлопот уже в следующем году.
— Чтобы окончательно избавиться от гравийных разрывов, требуется около 4 млрд. рублей, — подытожил Александр Суслов. — Из них 300 млн. руб. в 2006 году, 800 млн. руб. в 2007-м, 1 млрд.200 млн. руб. в 2008-м и столько же в 2009 году. При таком раскладе с программой ликвидации гравийных разрывов справимся к 2010 году.
Не менее актуальной остаётся проблема достройки 7,5 км тайшетского обхода. Остался серединный участок с путепроводом через ВСЖД и мостом через р. Тайшетка. Соединить его рассчитываем не ранее 2009 года. На него имеется утверждённый проект, остаточная стоимость объекта — 479 млн. руб. На нынешний год обещано из дополнительного финансирования 50 млн. руб.
А теперь что касается дороги Иркутск — Чита (М-55). На ближайшие годы реконструкции её не намечается. В плане нынешнего года — строительство путепровода на 74 км через ВСЖД в районе ст. Глубокая и капитальный ремонт самого опасного участка — спуска к пос. Култук (75-96 км). На путепровод пока выделено 30 млн. руб., но руководство дороги надеется на дополнительные инвестиции. Торги по строительству объекта назначены на 8 июня, работы будут вести как минимум два подрядчика.
Что касается спуска к Култуку. Это довольно узкое место, обочин нет, полки буквально «висят» над железнодорожными путями, к тому же находятся под постоянной опасностью камнепада. На данный момент там разворачиваются работы по расширению и спрямлению дороги. Слюдянское ООО «Дорожник» сосредоточило на объекте несколько тяжёлых бульдозеров и экскаваторов, которые буквально царапают разборную скалу, зарезая гору полками. Асфальта там никогда не было, уложена лишь чёрная смесь, выполненная на основе гудрона и каменноугольных смол. В жаркие дни покрытие становится пластичным, в результате под воздействием нагрузок образуется гребёнка. В процессе капитального ремонта старое покрытие будет заменено на стандартный асфальтобетон.
Ещё на М-55 будет проведён ремонт мостов через речки Снежная и Шанхайка, что в районе ст. Выдрино, а также замена железобетонного моста на гофрированную трубу через Суходол (120 км) в Слюдянском районе.
— В 2006-2007 гг. заказываем проект и приступаем к работам по 5-километровому участку дороги Култук — Монды, — говорит Александр Суслов. — Планируем привести в порядок участок в районе государственной границы с Монголией. Выполним капитальный ремонт, поставим новые знаки с хорошими светоотражающими свойствами, сделаем разметку… Словом, постараемся обустроить въездные ворота в Приангарье в соответствии с западным мерками.
Приоритетной задачей дорожников остаётся содержание дорожной сети, повышение эффективности расходования бюджетных средств и качества дорожных работ, поэтапное приведение автодорог в нормативное состояние. Дорожники Приангарья не сомневаются, что успешная реализация национальных проектов во многом будет зависеть от состояния дорожной сети, являющейся главным транспортным коридором всей России.