издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не зря сочувствие даётся

Уникальную декаду в честь юбилейной даты - 345-летия Иркутска провёл областной театр юного зрителя имени А. Вампилова, сыграв подряд семь спектаклей по произведениям писателей-земляков.

Если вынести за скобки показатель количества, то сам по себе факт вроде бы ординарный: иркутская Мельпомена традиционно в дружбе со служителями муз байкальско-ангарской прописки. На сцене того же ТЮЗа в своё время пользовались успехом «Милый Эп» Г. Михасенко, «Варвара Шаховская» М. Сергеева, «Синее море, белый пароход» Г. Машкина, «Секрет лабиринта Гаусса» В. Имшенецкого… Но чтобы на одной афише одновременно собралось сразу столько постановок местных авторов — явление, безусловно, исключительное для далёкого от столиц края. И отрадное.

— Конечно, и Валентин Распутин, и Александр Вампилов давно вышли за рамки понятия местных, обретя своим творчеством признание мирового масштаба, — считает необходимым сделать оговорку директор и художественный руководитель театра юного зрителя Виктор Токарев. — Это уже классики, их изучают в школе, но для иркутян они остаются кровно своими, родными. Поэтому мы гордимся, что в репертуаре у нас распутинские «Прощание с Матёрой» и «Последний срок», титулованные на различных фестивалях, вплоть до «Золотого витязя». А также два спектакля вампиловских — «Сарафановы» («Старший сын») и «Мы бежали от заката» по ранним рассказам драматурга.

Замечу: пока два. К его 70-летию в следующем сезоне мы берёмся за «Утиную охоту», это давнишняя мечта нашего режиссёра Александра Ищенко. И приглашаем на постановку «Провинциальных анекдотов» главного режиссёра Бурятского академического театра драмы имени Х. Намсараева Сергея Бальжанова, зарекомендовавшего себя интересным, оригинальным постановщиком. Он сам предложил именно эту пьесу, чему я очень рад.

Что касается других названий, то их неслучайность в репертуаре тоже очевидна. Бывший черемховец Владимир Гуркин стал знаменитостью литературно-театрального мира благодаря невероятной популярности своей комедии «Любовь и голуби», легко перепорхнувшей границы страны и завоевавшей симпатии зарубежного зрителя. На подмостках Иркутского ТЮЗа эта забавная история разыгрывается уже восемь лет и всё не приедается публике, покоряя правдивостью и глубиной чувств, которые отзываются в зале то дружным смехом, то тихими слезами. И как следствие — долгими вызовами на поклоны. Зрители невольно сравнивают сценических героев с экранными, воплощёнными звёздами российского кино, и… нередко отдают предпочтение землякам! Руководствуясь, разумеется, вовсе не квасным патриотизмом.

Реакция неравнодушия, а в иные моменты и потрясённости ощущается также на спектаклях авторов-иркутян Юрия Каплуненко «Бонус» и прозаика Александра Семёнова, отмеченного престижными литературными премиями, «Поминай как звали». Уход подрастающего поколения в виртуальную реальность, разрыв духовных связей стали предметом острого обсуждения на зрительской конференции после первой премьеры с участием самого драматурга и режиссёра Валентины Дуловой. Аплодисментами поддержала аудитория мнение одного из педагогов, что на спектакли ТЮЗа надо ходить семьями. Осознать привлекательность вампиловской сцены для зрителей любого возраста мешает инерция ошибочного восприятия ТЮЗа как театра преимущественно для детей и подростков. Декада помогла кому-то развеять это заблуждение.

Кстати, семья — именно та сквозная тема, которая объединила названные спектакли на юбилейной афише. Виктор Токарев оживлённо прокомментировал это умозаключение:

— Абсолютно верно! Семья в качестве главной ценности общества, ныне скорее утраченной, нуждается в восстановлении своих позиций. И мы сознательно выбираем для постановки материал с таким уклоном. Русская художественная интеллигенция ещё до революции, как известно, определила свою роль: «Мы не врачи, мы — боль». Театр юного зрителя обязан делать акцент на том, что в данный момент наиболее актуально для связи поколений. Без опоры на семью, на корневую её систему идёт деформация душ. Родители, отеческий дом, родной очаг — та крепость, которая с детства и на всю жизнь даёт человеку защиту.

Недаром у Славки, героя нашей последней в нынешнем сезоне премьеры, сложилось своё представление о счастье: «Оказывается, это совсем просто — это когда ты кому-то нужен». И вот если говорить об особой специфике ТЮЗа, то он тоже нужен в первую очередь тогда, когда дарит своему зрителю чувство прекрасного. Когда вызывает эмоции сочувствия, сострадания, желание любить и быть любимым. Поэтому при всех трудностях мы не шарахаемся в коммерцию, в так называемое «поп-гоп-шлёп искусство». Планку себе задаём высокую, хотя сама по себе она, понятно, не гарантия творческой победы.

Репертуар декады представил спектакли разных лет выпуска. Для сценических созданий патина времени — испытание не из лёгких: устаревают стиль оформления, костюмы, порой сами художественные приёмы. Однако при всей условности декораций безусловны характеры, судьбы, чувства. И мощный костяк исполнителей снова как бы напомнил о приоритете Его Величества Актёра. Подлинность страданий, радостей, надежд сценических персонажей зрители воспринимали и всем сердцем откликались на них в силу блистательной игры целой плеяды ярких индивидуальностей, взращённых тюзовской сценой. Это народная артистка России Людмила Стрижова, заслуженные артисты РФ Любовь Почаева, Нина Олькова, Галина Проценко, Валерий Елисеев, Николай Кабаков и заслуженный работник культуры Республики Бурятия Владимир Безродных. Рукоплескания сопровождали и мастерское воплощение своих ролей артистами, которые пока не имеют звания, но давно снискали симпатию публики. В их числе Людмила Попкова, Елена Константинова, Олег Тупица, Михаил Ройзен, Владимир Привалов… В спектаклях декады полюбились зрителю и более молодые их коллеги, чья одарённость не вызывает сомнений.

Вампиловцы приурочили к юбилею города ещё одно событие — бенефис В. Елисеева. Поклонники его таланта увидят ветерана труппы 4 июня в роли Сарафанова. А своим юным зрителям театр вслед за благотворительным спектаклем «Айболит» будет показывать ежедневно, вплоть до двадцатых чисел первого летнего месяца, полюбившиеся детям сказки: «Красная шапочка», «Праздник кота Варфоломея», «Принцесса Кру», «Коза-дереза», «Дюймовочка», «Садко» и другие. Посмотрев такой репертуар, каждый наверняка согласится: театр объединяет добротой.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры