Сияние курносых дарований
Когда в конце учебного года "Солнышко" даёт большой отчётный концерт, свободные билетики спрашивают уже в троллейбусах на подъезде к музыкальному театру. Аншлаг! Зрители гроздями свисают с галёрки, плотно сидят в проходах партера, забивают дверные проёмы. Её Величество публика безошибочно знает: будет настоящее танцевальное пиршество, искромётное, брызжущее заразительным счастьем движения, запоминающееся надолго. Энергетический выплеск концертов "Солнышка" просто невероятный, космически реактивный. Это какой-то клокочущий взрывной водопад. Вихрь солнечных протуберанцев!
Творческий старт этого яркого коллектива был похож на рывок самолёта с вертикальным взлётом. Весной 1991 года состоялось их первое сценическое выступление на Иркутской трикотажной фабрике. А уже через полтора года он на глазах всей страны, к несказанной радости и гордости иркутян, становится победителем «Утренней звезды-93»! Нет, наше «Солнышко» не выкатывалось мерно и поступательно по капризной кривой успеха. Оно сразу взмыло в зенит — и вот уже пятнадцать лет от конкурса к конкурсу, от фестиваля к фестивалю высоко и стабильно держит планку мастерства.
В 1993 и 1994 годах детский танцевальный ансамбль с берегов Байкала участвует в международных самодеятельных фестивалях в «Артеке». В 1995-м по приглашению французской ассоциации «Ерказия» гастролирует в Верхней Савойе, в городах Тонон и Эвиан, где публика подолгу не отпускает сибирских детей со сцены. В 1996-м народный артист Лев Лещенко приглашает иркутских юных танцоров на съёмки телешоу «Star и млад». Пять танцев в Государственном концертном зале «Россия», показанных миллионам телезрителей!
На этом концерте дети из глубинки привлекли внимание ректора Академии танца Большого театра Софьи Головкиной, которая пригласила их побывать на уроках в своей балетной alma mater. В 1997-м «Солнышко» становится лауреатом, а через два года — обладателем Гран-при Всероссийского конкурса хореографических коллективов на приз газеты «Труд». Гран-при присуждён за одноактный балет «Муха-Цокотуха». В том же 1999 году коллектив был удостоен звания народного и губернаторской премии.
2001 год: «Солнышко» — лауреат международного конкурса «Надежды Европы» сразу в четырёх номинациях. Январь 2002: премьера нового одноактного балета «Снежная королева», включённого в репертуар Иркутского музыкального театра. Ноябрь 2002: Гран-при Всероссийского конкурса детских музыкальных спектаклей «Синяя птица» в театре Натальи Сац. Высшую награду опять принесла золотая «Муха-Цокотуха». 2003: лауреатство международного конкурса «Ритмы планеты» в Хабаровске. Лето 2004: большое турне по Тайваню, где проходил международный фестиваль фольклорных коллективов и где иркутский ансамбль сценического танца был единственным представителем России. Ноябрь 2004: первым лауреатом «Синей птицы» становится поставленная «Солнышком» «Снежная королева».
Успех «Солнышка» далеко перешагнул провинциальные горизонты. Он выступал на 60-летнем юбилее Льва Лещенко, на 10-летии МЧС России, на крымской встрече двух президентов — Владимира Путина и Леонида Кучмы летом 2002 года, в концертной программе «Шире круг» в Кремлёвском Дворце съездов. Но, конечно, более всего он любим на родине, в Прибайкалье.
Неотразимых солнышат в концертном составе уже около 90. От семи до пятнадцати лет. В репертуаре примерно 30 номеров, два балета. Номера такие разные. По сюжетам, по настроению, по пластическому рисунку. Пронизанный неугомонным озорством бедовых сибирских девчушек танец «Говоруньи». Заряженный мальчишечьей бравадой «Стэп». Отчаянно-порывистая, лихая «Ямщицкая». Грациозный, завораживающий, как мираж, «Китайский танец». Некоторые исполняются по многу-многу раз. «Сумасшедший автобус», кажется, украсил две тысячи концертов. Сиюминутность и органичность сценических переживаний маленьких танцоров удивляет и подкупает.
«Снежная королева» из Иркутска собрала на фестивале «Синяя птица» самый обильный урожай наград. Кроме лауреатского, она получила ещё пять дипломов. За исполнение ролей Кая и Маленькой Разбойницы были награждены Володя Черницын (это была его первая большая роль) и Наташа Пчёлина. Отмечены творческие удачи создателя костюмов иркутского модельера Веры Камышниченко и художника сцены Иркутского музыкального театра Алексея Тарасова. Не остался незамеченным титанический труд репетиторов: Альбины Шипачёвой, Ольги Куглянт, Светланы Зарукиной, Ксении Тумаковой, Анны Рядовской, Юлии Бахаевой. Эти люди, а также Ксения Власова, Елена Агафонова составляют сплочённую педагогическую команду, оттачивающую блеск курносых дарований.
Конечно же, чтобы в яркой короне иркутского «Солнышка» вспыхнул и заиграл каждый лучик ребячьего таланта, чтобы сумело оно согреть неподкупное сердце зрителя, для этого в беспрерывном творческом накале пульсирует его ядро — основатели и руководители коллектива, супруги Ольга и Александр Куглянт. Люди одной судьбы, одной общей страсти. Они закончили хореографическое отделение Восточно-Сибирского государственного института культуры. Став семьёй, какое-то время работали в забайкальском городе Краснокаменске со своим первым детским танцевальным коллективом. Потом педагогический дуэт пригласили работать в Иркутск. Созданный ими здесь ансамбль «Солнышко» — это их дом, их личная жизнь, их по великой любви к танцу рождённое дитя. Такое же дорогое, как сыновья Алексей и Николай, тоже входящие в дружную семью солнышат.
— Детская хореография — очень сложное искусство, — рассказывает Ольга Николаевна. — Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы ребёнок выдавал, как мы это называем, формальное исполнение. А добиться от него искренней эмоции, выраженной сценическим языком, очень непросто. Надо его заразить, увлечь. Ему должно быть понятно, интересно то, что он делает в танце. Тут нужно учесть всё: его возраст, жизненный опыт, темперамент, особенности характера.
Да, это сумасшедший труд — добиться, чтобы ребёнок не фиксировал череду жестов, а жил во время танца. Жил наполненно и радостно. И это труд не одной репетиции и не одного года. Конопатый пацанёнок, со стоном растягиваясь на шпагат, придавленный твёрдой рукой хореографа, не знает многих вещей. Не знает, в какой эмоциональный, а порой и буквальный бедлам превращается зал для репетиций, когда рождается новый танец.
Сан Саныч может показаться флегматичным и замкнутым, сам себя называет дотошным и нудным. Но это он, внешне спокойный и немногословный, — генератор драматургических новаций в репертуаре. Он балетмейстер и режиссёр, панорамный художник. Ольга Николаевна — вся пламя, то нежащее мягкими лучами, то «огнеопасное» взрывом эмоций. Она считает себя репетитором-шлифовщиком, который доводит идеи мужа до практической безукоризненности. Объективная практика уже доказала: этот творческий тандем плодотворен и силён.
Они трудоголики. Три года в своём детском творческом центре они пестуют подготовишек, которых набирают с четырёх лет. В подготовишки берут всех. Кредо хореографов: каждый ребёнок, который хочет танцевать, должен получить свой шанс авансом. Дальше всё зависит от одарённости и трудолюбия. Подготовишки, сдав экзамен, выпускаются в школу, программа которой приближена к 1 — 4 классам хореографического училища. Классический танец, уроки степа, джаза.
Те, кто делает успехи, включаются в концертные номера. Это самое желанное поощрение за нешуточную рабочую выносливость. Танцоры основного состава несут на своих юных плечах богатырскую нагрузку — шесть трёхчасовых репетиций в неделю.
Конечно, жизнь солнышковая — не только муштра. Руководители знают, что их ученикам нужны и отдых, и смех, и праздники. Доброй традицией студии танца стали дни рождения, когда для приветствия именинника выстраивается говорливый «целовальный коридор». Любят и дети, и родители шумливые капустники с их безобидными «хулиганскими» выходками. Тут уж и взрослые дают волю своим ребячливым фокусам. А в первую очередь — лидеры коллектива. Сан Саныч может отчебучить комичный проскок в шортиках с сабелькой. А уж Ольга Николаевна! Никому, возможно, даже ей самой, заранее в голову не придёт, что она может вытворить в виде зажигательной шутки. Дети ликуют: их подчас строгие, всегда взыскательные (прежде всего — к себе) учителя с ними одной крови!
С такими солнышата готовы пахать и пахать. Вёдра пота, по выражению Александра Александровича Куглянт, они проливают в радость, выкладываются в кайф. Ни у кого из них ни в часы репетиций, ни в минуты выступлений нет пустых глаз. Несколько лет назад один французский журналист, приезжавший на Байкал, поделился со мной впечатлением, что ни у каких танцевальных коллективов не видел таких улыбок, как у «Солнышка». «Солнечная» улыбка, по его мнению, — не приклеенная сценическая маска, не статичная голливудская «тридцатидвухзубость» на рампу, а искренний посыл лучистой детской радости.
Я очень люблю этот кипучий танцующий рой с ласковым огневым названием. Бывает, что «Солнышко» нет-нет, да и обзовут элитным коллективом. Ольга и Александр Куглянт не торопятся опровергать молву.
— Ансамбль действительно нерядовой, — говорит Сан Саныч. — Но не по достатку родителей. Это для нас не играет никакой роли. По интеллигентности — другое дело. Один «крутой» папа хотел купить своему чаду сольные партии. Так Ольга ему в глаза только посмотрела: он сразу всё понял и ушёл. Наши дети — элита по талантам, по огромной работоспособности. Они — трудяги все. А ещё это дети, которых любят. Дети, которым щедро отдают всё, что могут, те взрослые, что с ними рядом.
Фото из архива ансамбля