Привилегия на боль
"В нём тайны нет, а затаёнка есть". Как будто прямо про него, заслуженного артиста России Валерия ЕЛИСЕЕВА, сказал это поэт. Внешность не выдаёт его принадлежности к сцене, разве что длинные, струящиеся серебром седые волосы по плечи, с крупными завитушками на концах. Спортивный стиль одежды сообщает поджарой фигуре ещё большую лёгкость, оттеняя скромность и деликатность манер человека, избегающего без крайней нужды обращать на себя внимание. А душевный клад - он потому и зовётся кладом, что глубоко спрятан от глаз.
Но за те без малого 40 лет, которые актёр служит в Иркутском областном театре юного зрителя имени Александра Вампилова, и публика, и коллеги, конечно, давно сумели рассмотреть талант, благородное сердце и доброту того, кто таит в себе неисчерпаемый, кажется, запас ласки, нежности. Одним словом — любви. Хотя как раз о любви-то одним словом не скажешь, особенно если она распространяется не только на самых близких.
Право, если уж чему-то завидовать, то вот этому празднику человеческих чувств, каким, по определению Вампилова, и является любовь. Для Валерия Петровича это обожаемые им супруга Зоя, известный режиссёр телевидения, носящая его фамилию, дочки Олеся и Маша, внуки Антон и Алёнушка, которые далеко — в Москве. А ещё — красавцы коты Дик и Патрик и спутник вечерних моционов преданный хозяину Майк. Без сомнения, любовь к профессии, к поэзии, вообще к искусству осеняет праздник чувств романтическим флёром, но всё это, понятно, не напоказ.
Вот тут, пожалуй, и согласишься с мэтрами русского искусства, что темперамент — это отнюдь не страсть в клочья, а умение себя сдерживать. Зато уж когда хлынет лава чувств наружу, то не только партнёров увлечёт, но и весь зрительный зал затопит. Как это было, в частности, на премьере спектакля «Сарафановы» прошлой осенью в Минске, где растроганная публика несколько минут не отпускала исполнителей со сцены, стоя горячо рукоплеща и скандируя слова благодарности им за пережитую причастность к той самой «круговой поруке добра», которой единственно и живо человечество.
Ручаюсь, Валерий Елисеев, как раз и олицетворявший своей игрой простую и величественную идею драматурга, был в этот момент по-настоящему счастлив. Но седину добавляют совсем другие моменты. И рискни он запечатлеть на бумаге «воспоминанья сердца и ума», вышла бы увлекательная книга не только о собственной истории жизни, но и о потрясающих судьбах сценических учителей.
Открыть человеку человека
— Не спрашиваю, Валерий Петрович, почему именно на «Сарафановых» пал ваш выбор для своего бенефиса по случаю 65-летия. Но какие особенности видите вы в произведениях Вампилова, уже причисленного к сонму классиков? Вы же переиграли немало шедевров мировой драматургии, можете сравнить.
— Какие особенности, трудно сказать. Он какой-то вот свой. Текст его произносишь, как будто он в тебе рождается. Сразу становится собственным текстом, родным. Я не в первом его спектакле играю — и каждый раз такое ощущение. Эвенка Еремеева играл в «Чулимске», у Симоновского — Репникова, ректора, у Ищенко — Золотуева в «Прощании в июне». «Мы бежали от заката» — там несколько новелл. Когда мы начинали с Токаревым их ставить, у нас была какая-то ностальгия, тоска по Вампилову. И в то же время восхищение его текстом. Отсюда и щемящая нотка. Друзьями мы не были с ним, но были очень хорошо знакомы, беседовали частенько, в компаниях сиживали, ездили в Ангарск выступать в «Клубе замечательных встреч», потом шли на банкетик там в кафе «Солнышко», у актёров наших в общаге пересекались, куда мы с женой ездили из Лисихи смотреть хоккей по телевизору — у меня своего тогда не было… Для меня Саня живой. Удивительный парень. Глаза какие-то пронзительно-проницательные, и в то же время там искорки юмора постоянно. А Сарафанова его я просто люблю. Где вот Саша такого человека отыскал? Он же уникальное явление, этот Сарафанов! Мне кажется, он не столько в жизни подсмотрен, а скорее это мечта, чтоб были такие люди. И очень живой получился человек.
— На гастролях в Белоруссии о вашем герое и вообще о спектакле говорили, что он не уступает столичным исполнителям.
— Мне фильм по ТВ с Евгением Леоновым понравился. А когда капитально поработали над своей постановкой, меня уже в фильме не всё устраивало. Он, мне кажется, «забытовлен». Мне более близка наша трактовка: Виктор Степанович Токарев помог поэтичность его проявить, и над степенью непосредственности Сарафанова пришлось поработать. А потом это стало органичным. Я-то больше тяготею к волевым таким ролям, в 30 лет сыграл 65-летнего старика Ванюшина — кстати, эта пьеса Найдёнова оказалась любимой у Вампилова. Эзопа играл и всё такое, а тут — лирик. Но сам текст вампиловский, конечно, помогает, на язык ложится, будто изнутри просится. Я не в своих сценах слушал из-за кулис текст, не видя ни действующих лиц, ни декораций, и удивлялся. Это же надо построить фразу так точно и выразительно — ни слова не поменяешь! Странно, но Вампилова иногда тянут на бытовой уровень. Вот на фестиваль спектакли сюда привозили: или острогротесковый, или приземлённый уж настолько, что автора не узнать.
Елисеевский дворец
Прямо за спиной Александра Вампилова, теперь уже бронзового, — старинный особнячок, вот уже четверть века служащий приютом для всех художественных муз Иркутска. Но первоочерёдно — для тех, кто дружит с Мельпоменой. Двери Дома актёра всегда гостеприимно открыты, здесь бьёт ключом творческая жизнь: спектакли, концерты, капустники, выступают певцы, чтецы, танцоры… Именно на этой сцене победителем недавнего конкурса исполнителей литературно-музыкальных произведений иркутских авторов в честь 345-летнего юбилея города стал Валерий Елисеев, проникновенно представивший вампиловскую новеллу «Тополя».
А ведь это в основном ему, его усилиям обязан областной центр на последнем этапе окончательным возвращением из небытия здания, которое так манит теперь иркутян. По сути, прижизненный памятник себе обеспечил. Не случайно в момент сдачи готовый объект шутливо обозначили на плакате как «Елисеевский дворец».
— Началось-то с неожиданности. На отчётно-выборной конференции меня избрали вдруг председателем отделения ВТО. Я долгое время был членом правления, участвовал в молодёжной, творческой секциях. И уже готовился предложить на этот пост Макса Наумовича Шнейдермана из музкомедии, я его очень любил. И вот кипячусь, разливаюсь и не обращаю внимания, что остальные члены правления сидят-посмеиваются чего-то, пока я тут их убеждаю. А они пришли с заседания партгруппы, там уже всё решили — по рекомендации обкома. А я же никогда не был коммунистом. Честно говоря, я даже пионером не был и комсомольцем, естественно. Полгода назад получил звание заслуженного. Мне в лоб не могло влететь, что стану возглавлять наше театральное общество! Но когда официальная процедура началась, все единогласно за меня руки подняли.
А уже пять лет вся эта тягомотина с домом длилась. Я пошёл его принимать. Боже! Внутри было всё развалено, только стены отремонтированы, пристрой сделан — и всё. Ни штукатурки, ни полов, ни потолка. Причём запланирован минимум: просто оштукатурить и выбелить. Смета вся исчерпана, из 10 тысяч рублей уже ни копейки нет. Я посмотрел: как же можно?! Но повезло найти хорошего директора, мне Нелли Афанасьевна Матханова его посоветовала и познакомила: Геннадий Алексеевич Карбанов. По тем временам на всё жуткий дефицит был, вплоть до того, что ни латунные ручки не купить для дверей, ни светильники — любую мелочь надо было доставать. А он это умел, талантлив был.
Мы составили новую смету, поехали с ним в Москву и доказали, что это бывшая вилла первого генерал-губернатора, надо и лепнину восстановить, и окна в прежнем стиле поставить… Утвердили смету на 116 тысяч дополнительных, да я ещё умудрился её на 40 тысяч перерасходовать. Но всё по отчётам! Художники шли с идеями сделать необычную люстру, сами стекло варили, мы с Татьяной Прокопьевной, главбухом, составляли акты и оплачивали их оригинальные работы. Под свою ответственность. Председателем гор-исполкома тогда Салацкий был, он нам добыл два финских мягких гарнитура в гостиную. Я вышел на первого секретаря обкома КПСС Банникова, и он дал указание банку сразу, без задержки, отпускать деньги по нашему требованию… И мы за год этот дом сделали! Но дался он мне трудно.
На златом крыльце сидели…
Поколение родившихся в войну без запинки продолжит детскую считалку: «Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной — кто ты есть такой?». Валерий Елисеев, появившийся на свет накануне Великой Отечественной и никогда не видевший погибшего на ней отца, за свою актёрскую жизнь кем только не был! Он и сейчас играет доброго чародея Финна в «Руслане и Людмиле», капризного, трухлявого, со смешным хохолком царя-батюшку в «Коньке-Горбунке», и любую роль — драматическую, комическую, сказочную — шлифуя, превращает, как правило, в этапную. Играет с удовольствием, легкомыслие и безответственность в своём деле себе не позволяет и к другим требователен.
Так его, считайте, приучили с детства: в 12 лет был оглушён успехом, уморив публику серьёзностью, с какой изображал студента-медика из одноактной пьесы «Братья», и заняв первое место на городском смотре школ Рубцовска. С того момента и заболел пожизненно сценой. После седьмого класса пришёл в народный театр при тракторном заводе и оправдал доверие режиссёра, блестяще сыграв главную роль в пьесе Розова «В поисках радости». Его Олег, как и герой юного Табакова в кинофильме, яростно крушил саблей мещанский быт, «не ставя ни во что уменье жить».
Недавно Армен Джигарханян категорически заявил, что актёр начинается с работы в театре и что учиться этому искусству можно только на конкретных ролях, а не на студенческой скамье. Чем, вероятно, удивил многих. Но не Валерия Елисеева, пережившего очередной свой звёздный час там же, в Рубцовске, где ни один спектакль не выдерживал больше 25 показов, однако три года подряд шла драма «Жизнь и преступление Антона Шелестова». А причиной тому был 19-летний актёр Валерий Елисеев, в чьём исполнении заглавный герой вызывал громадное зрительское участие и сострадание. По слову того же Джигарханяна, «важно ведь не название роли, а боль, которую ты вкладываешь в свою игру». У Елисеева душа на это отзывчива. И природа не обидела, и научили.
— Юрьев… Настоящий режиссёр-педагог был. Старики выбрали мелодраму «Юстина», а я хотел что-то современное и на обсуждении воспротивился. Так он возьми и назначь меня на голубого героя — наивный, чистый мальчик, а я острохарактерные роли-то любил. И начал приносить на каждую репетицию наработки совершенно непотребные, утрировал пластику, делал урода какого-то в надежде, что он рассердится и снимет меня с роли. А Юрьев, умница, усёк это сразу и давай меня поощрять, хвалить за «находки». Измором взял: через пару недель я перестал выпендриваться, втянулся в репетиции, а эти наработки, как ни странно, оживили роль… Потом, когда Антона Шелестова дал, пригласил к себе домой, расспросил о детстве моём, отрочестве, друзьях. А мы жили в глинобитном бараке, нас с мамой четверо в семье, 16 комнат — 16 семей, уже сколько друзей! А бараков этих на окраине Рубцовска бессчётно. Друзья мои всегда были на три-пять годов старше, многие попали в заключение, некоторые получили высшее образование. Я-то больше дружил с теми, которые потом пересидели (смеётся), меня театр спас от похожей участи, я думаю. Юрьев, послушав мои рассказы о разных судьбах, сказал: «Считаю, роль у нас в кармане» (смеётся).
А ещё о ком не могу не вспомнить — это шестидесятник Скоморовский Борис Александрович, главный режиссёр. Это самый большой мой учитель, научивший меня воспринимать театр как социальное явление, понимать эзопов язык в пьесах, это штука как раз непростая, но очень обогащает творческую палитру. Много у меня было наставников в искусстве из числа репрессированных-реабилитированных, которым запрещено было жить в областных центрах, и они группировались в провинциальных городках. Это всё аристократы духа — люди талантливые, интеллигентные, широкообразованные, общение с которыми и стало моими университетами.
Актёр — категория вневозрастная
В пересказе длинная дорога жизни неизбежно спрямляется, выглядит ровной, а иной идущий по ней — неправдоподобно благостным, хоть икону с него пиши. В ТЮЗе не упомнят, например, интригу с участием Валерия Елисеева. Всем он кажется человеком спокойным, выдержанным, исключительно доброжелательным. И на деле таков. Только из былого весельчака и заводилы трансформировался в этакого молчуна по преимуществу. Свободен если, то сразу спешит на дачу. Колёсами так и не довелось обзавестись, общественный транспорт выручает. Щедрое гостеприимство Елисеевых — приманка для соседей, друзей, знакомых. Охотно их навещают, тянутся к душевному теплу семейного очага, дивятся, как любовно и умело обихожено в нём всё руками хозяев. Зоя, по обыкновению, заразительно хохочет, а Валерий, оставшись наедине, предаётся размышлениям, одному ему, впрочем, ведомым. А как без размышлений взойти на роль Серафима Саровского? Не рискнул бы и взяться, не приуготовив себя внутренне. Отмечен специальной премией за участие в Иннокентьевских чтениях.
Что до интриг и закулисных сплетен — точно, не его это жанр. А вот без конфликтов не обходилось. Но всегда по делу.
— Валерий Петрович, гастрольная пресса хранит отзывы, которые делают честь ТЮЗу и его труппе. И вы непременно фигурируете. Взять хоть нынешние, хоть давние выступления. В Ленинграде спектакль «Тартюф» многие смотрели, сидя на полу переполненного зала, это так?
— И на приставных стульях! Преображенский ставил. Режиссёр классный, яркий, замечательный, умный очень. Но грех этот российский иногда подводил его. Только нас назначили, распределение ролей вывесили, Борис Николаевич ушёл в аут на две недели, не показывался. Наконец собрал нас на репетицию, а Влад Казименко купил в Иркутске-II телевизор и, пока его довёз оттуда, поднялся в репзал с опозданием на четыре минуты. Преображенский раскричался, репетицию отменили. Вот тут я взбесился и написал заявление с просьбой освободить меня от участия в спектакле, так как я не могу решать нравственные проблемы под руководством человека, нравственность которого для меня сомнительна. Примерно так мотивировал. Вызывает меня Титов, главный режиссёр, и говорит, что постановщик никого другого не мыслит в роли Оргона. Мы этой гвардией всей — Зикора, Казименко, Лацвиев, Абашев и я — закатились в общагу, три дня ни ногой в театр.
— И что делали?
— (Жест по шее). Взбунтовались. Раз вы так — и мы так. Думали, примут какие-то дисциплинарные меры, а там будет собрание, где я всё и выдам. Ничего подобного! Инцидент спустили на тормозах. А мы на третий день затосковали по домам, по жёнам, сами «завязали», поскольку не были злостными. Пришли на репетицию, Титов пригласил и говорит: «Всё, ребята! Конфликт сняли — давайте работать». И потом, надо сказать, мы с Преображенским работали над этим спектаклем душа в душу. Ну и, говорят, что это событие было: такого Оргона нету нигде, не видели такого…
— Про вашего дядю Митю из гуркинской комедии «Любовь и голуби» во Владивостоке — другой конец страны — так же говорили, что какой-то он совершенно необыкновенный.
— Последний раз я играл здесь, смотрел сам постановщик Ищенко и сказал: «Я обалдел от вашей работы!».
— Бесподобный ансамбль: Олькова с Безродных, Стрижова с Ройзеном, Константинова, вся молодёжь даже, зал просто стонал от хохота, а то слёзы украдкой вытирал. Вас, Валерий Петрович, в этой роли пока не видела, к сожалению, но дядя Митя у Миши Ройзена, играющего с вами в очередь, был замечательно хорош. Актёры играли с азартом и сами, чувствуется, огромное удовольствие испытывали.
— Я частенько получаю от своей профессии удовольствие. Хотя и трудно, и переживаешь, и ночи, случается, не спишь… Всё бывает, но это вознаграждается зрителем.
На снимке: Сарафанов — Валерий Елисеев,Васенька — Николай Кулебякин