Особый подход
Иркутская область будет претендовать на создание особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа. Региональная администрация начала готовить документы для участия во втором конкурсе заявок на создание ОЭЗ. Проект властей базируется на предложениях мэрии Ангарского муниципального образования. Чтобы обеспечить участие федерального центра в финансировании инфраструктуры ОЭЗ, консолидированный бюджет области в течение 2007-2009 годов должен обеспечить инвестиции в сумме 1,7 млрд. рублей, 990 млн. из которых должна предоставить непосредственно региональная казна. Правда, главное финансовое управление на нынешнем этапе не видит механизмов включения обязательств в бюджет 2007 года.
На прошлой неделе письмо с просьбой зафиксировать обязательства региона по финансированию особой экономической зоны в Ангарском районе в размере 990 млн. рублей на период с 2007 по 2009 годы за подписью губернатора Александра Тишанина было направлено Законодательному собранию. Глава администрации вынужден был поторопить депутатов и рассмотреть этот вопрос на ближайшей сессии. В противном случае область не сможет участвовать в конкурсе по отбору заявок на создание ОЭЗ, который, предположительно, будет объявлен Министерством экономического развития уже в конце июня.
Участок, предлагаемый для создания ОЭЗ, расположен в районе посёлка Юго-Восточный на площади 20 кв. км в 4,5 километрах от узловой станции Суховская между Иркутском и Ангарском. В рамках предложенной ОЭЗ планируется привлечь инвестиции в сумме 26 млрд. рублей. Сегодня он включает около десятка бизнес-проектов. В числе основных резидентов зоны властями называются ОАО «Азия Ин», ЗАО «Ост-Вест групп», администрация города Камацу и Great Wall Automotiv. Создание инфраструктуры потребует, по данным администрации Иркутской области, в 3,5 млрд. рублей, 1,7 млрд. планируется выделить из регионального консолидированного бюджета, остальное — из федерального. Например, в соглашении по Елабужской ОЭЗ (победитель первого конкурса Минэкономразвития) установлено, что доля финансирования инфраструктуры из федерального бюджета составит 49%, из республиканского — 51%.
На коллегии Законодательного собрания в понедельник этот вопрос был включён в повестку дня сессии, назначенной на 21 июня. Члены бюджетного комитета уже рекомендовали депутатам рассмотреть проект обращения губернатора в правительство о создании особой экономической зоны, председателю собрания — подписать его. Однако в приложенной к письму губернатора докладной записке исполняющей обязанности начальника ГФУ Ирины Бондаревой говорится, что включение проекта в областной бюджет на 2007 года пока не представляется возможным, поскольку предварительные данные по объёму областного бюджета будут готовы лишь к середине июня. В связи с чем «рассмотреть вопрос положительно не представляется возможным». К тому же, как отмечают в ГФУ, из представленных материалов «не ясно, готово ли Ангарское муниципальное образование вложить 810 млн. рублей в вышеуказанный проект».
В Ангарской мэрии говорят, что в течение двух лет инвестируют в проект 550 млн. рублей. Не исключено, что предметом инвестиций станут в том числе объекты инфраструктуры, находящиеся в собственности муниципальных предприятий. В целом там делают ставку на сотрудничество с японским городом-побратимом Ангарска Камацу. «К нам приезжала делегация, подготовлен проект соглашения о сотрудничестве с Камацу, предполагающий создание производств по сборке автобусов и малогабаритного подъёмно-транспортного оборудования, — сказали в мэрии. — Если наши договорённости состоятся, то не менее половины площадки будет занято японскими компаниями».
В администрации Иркутской области неохотно комментируют проект ОЭЗ. Один из чиновников, включённых в процесс подготовки документов на конкурс, отметил, что первоначально у Ангарска были альтернативы в Тулуне и Черемхове. Но, как признался наш собеседник, власти дистанцировались от идеи поддержки депрессивных территорий и исходили при выборе площадки исключительно из их характеристик. «В предложенном АМО проекте зоны максимально готовая транспортно-инженерная инфраструктура, к тому же стоит отметить высокое качество ангарских трудовых ресурсов. Естественно, особая экономическая зона должна стать экономическим базисом в процессе создания агломерации Иркутска, Ангарска и Шелехова», — сказал он.
О том, какие льготы могут быть представлены Иркутской ОЭЗ в дополнение к тому, что предусмотрено федеральным законодательством, чиновники не говорят. Председатель комитета экономического анализа и прогнозирования администрации Александр Анчугин сказал, что вопрос «ещё прорабатывается». В то же время один из потенциальных ангарских резидентов — Great Wall Automotiv — уже заявил о своём желании работать в Елабуге, где предусмотрены беспрецедентные налоговые льготы, в частности, понижение ставки налога на прибыль организации в части налога, подлежащего зачислению в бюджет Республики Татарстан, до 13,5 процента, освобождение организации-резидента от уплаты транспортного налога и от налогообложения имущества в течение 5 лет с момента постановки его на учёт и на столько же лет — от земельного налога с момента возникновения права собственности на предоставленный ей земельный участок.
По оценкам Александра Анчугина, у Иркутской области на конкурсе Минэкономразвития будет порядка трёх десятков конкурентов. 29 мая руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Юрий Жданов на семинаре «Инновационный путь развития российской экономики» сообщил, что второй конкурс на создание промышленно-производственных зон станет, вероятно, последним. В этом году будет отобрано не более двух проектов на создание промышленно-производственных ОЭЗ. При этом не исключено, что предпочтение будет отдано городу Верхняя Салда в Свердловской области, где Boeing и «ВСМПО-Ависма» создают СП по производству титановых конструкций, цитирует Юрия Жданова ИА REGNUM. Вероятным конкурентом Иркутской области в борьбе за право создать промышленно-производственную зону эксперты называют Московскую область. Подмосковное правительство уже подавало заявку на развитие зоны в Ступине. Якорным резидентом ОЭЗ предлагалось сделать Volkswagen.
Однако Александр Анчугин высоко оценивает в том числе и шансы Иркутской области. «Наш проект, представленный 16 мая в Москве на международном форуме «Особые экономические зоны в Российской Федерации», получил неплохие отзывы. Федеральные власти уже заявили, что особое внимание на этом конкурсе чиновники уделят Сибири и Дальнему Востоку», — сказал он.
***
Первый конкурс по отбору заявок на создание ОЭЗ состоялся в ноябре 2005 года. На него было подано 72 заявки из 47 регионов России. Тендерная комиссия выбрала шесть победителей. Право на создание ОЭЗ технико-внедренческого типа получили Дубна и Зеленоград (Московская область), Томск и Санкт-Петербург. Промышленно-производственные зоны будут созданы в Елабуге (Татарстан) и Липецке. Ожидается, что первые резиденты будут зарегистрированы в них уже в июне. На развитие инфраструктуры ОЭЗ из федерального бюджета в 2006 году планируется выделить 8 млрд. руб.