издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Однополчане

Рассказываем о делах, буднях и праздниках первичной организации однополчан 114-й стрелковой Свирской Краснознамённой дивизии, её совета Иркутской секции СКВВ — Иркутского городского комитета ветеранов войны и военной службы

—Своё название «Свирская» 114-я завоевала в боях, её воины проявили мужество и массовый героизм, форсируя Свирь.

—Ордена Красного Знамени дивизия удостоена за освобождение Советского Заполярья и севера Норвегии от немецких и финских фашистских захватчиков.

Дивизии — 67 лет

114-я, одна из сибирских дивизий, была сформирована летом 1939 года, во время агрессии японской военщины на реке Халхин-Гол.

Из тех, кто стоял у истоков дивизии, среди её однополчан оставалось пятеро: Гоголев Георгий Иванович, Голушко Василий Харитонович, Кожевников Александр Иванович, Пекарин Пётр Михайлович и Эстрин Борис Григорьевич. Последние двое рассказывали: «Мы служили кадровую в 405-м артполку в Мальте. Командиром полка был майор Дмитрий Григорьев. А дивизию формировал полковник Сергей Николаевич Девятов. До этого он был начальником артиллерии 15-го стрелкового корпуса. Потому, видать, с наших двух артполков и началось формирование Сибирской дивизии в Мальте, а завершалось в Забайкалье, мы были в резерве Забайкальского военного округа. Командующий его войсками комкор Яковлев направил наше соединение в Монголию — в резерв 1-й армейской группы комкора Георгия Жукова. Японцам как следует наподдавали. Осенью возвратились в Забайкалье. Вскоре, в октябре, нарком обороны подписал приказ и наша дивизия стала называться 114-й стрелковой. В это время начальником штаба стал полковник Панфилович Михаил Игнатьевич, участник боёв на Халхин-Голе, он был начальником оперативного отдела 1-й армейской группы Жукова.

Призванные в 1941

Пожалуй, нет ни одного района и города области, откуда призванные в сорок первом не оказались бы в 114-й дивизии. Тогда в её составе было три стрелковых полка: 363, 536 и 763-й, два артиллерийских — 480-й гаубичный, 405-й пушечный полк и 206-й отдельный истребительный противотанковый дивизион, а также отдельные батальоны: 148-й разведывательный, 294-й сапёрный, 274-й батальон связи и 229-й медико-санитарный. По списочному составу ветеранов дивизии мы выяснили, что в каждом полку, в каждом батальоне и других подразделениях были наши земляки. Вот почему было принято решение переместить совет ветеранов дивизии из Москвы в Иркутск, а позже передать иркутянам и боевое знамя дивизии. Советский комитет ветеранов войны направлял деятельность создаваемых секций СКВВ и советов фронтов, армий и других соединений, а также по родам войск. Когда были созданы Иркутская и Братская секции СКВВ, стали формироваться группы однополчан по городам и районам области. 32 года назад списочный состав 114-й превышал пятьсот человек.

На одной из встреч в Иркутске выступала Зинаида Ильинична Орлова, прибывшая из Братска. Она семилетней девочкой с матерью Клавдией Павловной была узницей концлагеря под Олонцом. Освободили их воины 114-й дивизии в октябре 1944 года. «Я рада, что могу здесь показать вас своей дочурке Олечке. Мы перед вами в неоплатном долгу». Эти слова её остались в памяти всех участников той встречи.

Дан приказ…

Тридцать три эшелона один за другим прибывали и сосредотачивались в окружающих станции Паша и Оять лесных массивах. Это в 12 километрах южнее Ладожского озера.

Вы можете представить себе, каким был колонный путь солдат? От станции Оять до райцентра Винницы в условиях осенней распутицы, по колено в грязи, солдаты то и дело вытаскивали застрявшие машины, на руках выносили орудия и повозки, жалея измученных лошадей. Уставшие и изнурённые 150-километровым маршем, сибиряки без ропота и жалоб вышли к боевому рубежу. Утром 13 октября передовые части достигли Винницы.

Батальон капитана Москвина из 363-го полка первым вступил в бой с противником у деревни Великий Двор. Был захвачен первый пленный. Получив подкрепление, противник ужесточил сопротивление, и бой продолжался всю ночь. Утром, когда подошли главные силы, батальон поднялся в атаку. Сержанты, иркутяне Михаил Евдокимов и Семён Преловский, когда в пулемётных расчётах погибли вторые номера, скрытно, по пояс в воде, перешли ручей и ударили из двух пулемётов по противнику. Это обеспечило успех схватки.

Второй батальон капитана Якова Цареева наступал по направлению к деревням Заяцкой и Новое Овсовое. На этом участке в засаде было много «кукушек». Это автоматчики и снайперы. Угнездившиеся на деревьях и в кустах, они нанесли большой урон батальону. Почти весь его комсостав был выведен из строя. Комбат тяжело ранен разрывной пулей. От выстрела снайпера погиб командир роты Алексей Шаталин. Командование ротой принял старшина Пётр Улахович.

763-й и 536-й стрелковые полки наступали в разных направлениях: один шёл к деревне Никифоровской, другой — в район Чик озера. Там и там бои доходили до рукопашных схваток.

И так продолжалось до конца октября. Особенно тяжёлые бои были за Северные и Южные бараки. Дело в том, что от них начиналась хорошая дорога до реки Свирь, а рядом шла узкоколейка.

Первые уроки

Из воспоминаний Савелия Джиголы, начальника штаба истребительного противотанкового дивизиона:

За единственную здесь дорогу беспрерывные бои продолжались с 6 по 23 ноября. Вторая рота 363-го сп под руководством комбата Москвина лесными тропами и заваленными просеками тянула за собой сорокапятки. Обход удался. Захватив Южные бараки, рота вышла к Северным. Здесь в схватке с противником погиб комбат Максим Москвин.

Октябрьские и ноябрьские бои — это первые серьёзные уроки, первые успехи, первые неудачи и выводы.

Опыт степного Забайкалья не пригодился — в краю лесов, озёр и болот оказался невостребованным. Немцы, а особенно финны — великие мастера боя в таких природных условиях. Они обустраивали засады. Обход, охват были их главными способами боевых действий. И если стрелки 114-й в основном имели винтовки старого образца, то у противника было автоматическое оружие, у финнов — крупнокалиберные автоматы. К тому же дивизия вступила в сражение с противником на слишком широком фронте, и этим была утеряна её ударная сила. 114-я потеряла более 1600 своих воинов, в том числе около 400 без вести пропавшими и около 100 обмороженными.

Октябрьские и ноябрьские бои немецкому и финскому командованию не принесли успеха. План глубокого охвата Ленинграда с северо-востока был сорван героическими усилиями воинов 7-й отдельной армии, в частности, 114-й стрелковой дивизии.

Город длинного берега

10 июня 1944 года началась Выборгско-Петрозаводская стратегическая наступательная операция войск правого крыла Ленинградского фронта и левого крыла Карельского во взаимодействии с моряками Балтийского флота, Ладожской и Онежской военных флотилий. Немецкое и финское командование поставило задачу непременно удержать занимаемые рубежи обороны.

7-я армия (командарм генерал-лейтенант А.Н. Крутиков) на Онежско-Ладожском перешейке, её ударная группировка форсирует реку Свирь и развивает удар на Олонец, Питкяранту, а частью сил прорывается на Коткозеро, чтобы не допустить отхода группировки противника у правого фланга армии. На пятый день наступления ударная группа прорвала вторую полосу обороны и освободила Олонец. А ещё через день, 27 июня, соединилась с десантом в районе Видлицы и стала продвигаться к городу Питкяранта.

В переводе с карельского «Питкяранта» — это «Город длинного берега». Он был оккупирован 17 июля 1941 года. Освобождён почти день в день через три года. Город освобождали войска 7-й армии: 114-я стрелковая дивизия (комдив полковник Москалёв Игнатий Алексеевич), 272-я сд (генерал Алексеев Зиновий Нестерович), 89-й отдельный танковый полк (подполковник Сучков Ефим Акимович), 338-й тяжёлый самоходный артиллерийский полк (майор Емельянов Фёдор Данилович), от 7-й воздушной армии — 260-я смешанная авиадивизия (полковник Калугин Георгий Александрович).

Как отмечалось в сообщении Совинформбюро, «в течение 10 июля войска Карельского фронта штурмом овладели городом Питкяранта, а также заняли несколько других населённых пунктов, среди них — Чалкосельга, Кангозеро, Масельга, Лобаярви, Уксу, Упикко».

Питкярантский район — это часть небезызвестной «линии Маннергейма» с её мощными оборонительными укреплениями. В этом районе 54 братские могилы, оставшиеся от двух войн ХХ века — финской и Великой Отечественной. Есть могилы с числом захоронения 6-7 тысяч погибших воинов.

Вот небольшой фрагмент заметок из дневника «По местам боевой славы 114-й ССКД» студенческой группы «Поиск» Иркутского техникума совторговли (ныне торгово-экономический колледж). Вот что увидели на местах боёв студентки, авторы этих заметок, Марина Богомоева, Инна Сонина, Марина Фонарёва и их комсомольский вожак Арина Степанченко (поездка в Питкяранту вместе с ветеранами дивизии была в июле 1989 года):

«7 июля. Из музея целлюлозно-бумажного завода «Питкярант» делегации поехали на места боёв и захоронений погибших воинов. Как здесь много их! Скорбные минуты у братских могил трудно передать словами. Это надо видеть!

С нами Владимир Владимирович Боровик из Читы. Рассказал, как он долго искал могилу своего отца Владимира Спиридоновича. Только в прошлом году узнал и приехал сюда один, а теперь вот с супругой Алевтиной и дочерью Наташей…

Мы были удивлены, когда увидели могилу танкиста Николая Алексеевича Терешкова. Много лет первая женщина-космонавт Валентина Николаевна Терешкова разыскивала место захоронения своего отца, погибшего в январе 1940 года в боях с белофиннами. И вот она тоже с дочерью побывала здесь, по Суоярвской дороге недалеко от развилки на Петрозаводск».

И ещё страницы дневника

«Нас представили генералу Павлу Степановичу Среднему, бывшему начальнику разведки 763-го стрелкового полка. Конечно, тогда он ещё не был генералом. Весь строй обнесли хлебом-солью, хор исполнил мелодичную, полную тёплых слов песню о Карелии. И прозвучала команда военкома: «По ма-ши-нам!»…

С генералом у нас была более чем двухчасовая беседа через день на мчащейся к острову Валаам «Ракете». Генерал расспрашивал, что удалось узнать и сделать, дал нам книгу воспоминаний бывшего командира 763-го сп полковника Якова Скачкова, рассказал об этом замечательном человеке, его судьбе, дал нам ленинградский адрес его дочери Валентины, сказав, что предупредит её о встрече, чтобы помогла материалами об отце. Мы подписали и подарили альбом о Байкале генералу, пригласили его к нам в техникум. Он дал нам добрые советы, как лучше вести поисковую работу, и обещал помочь…

Мы уже слышали о Долине героев. Побывали в ней накануне поездки на Валаам, вечером. Под открытым небом устроен огромный, в 10 рядов, сколоченный из досок поминальный стол. Сколько же было приготовлено ухи из сига и судака, шашлыков и сколько «по сто грамм» из солдатских фляжек. Вспоминали и тех, кто не смог приехать в этот раз и от кого перестали приходить письма, пили чай из самоваров. Нам очень понравился конкурс песен и частушек. В гостиницу возвратились поздно вечером…

Гости после торжеств уезжали в Ленинград специальным вагоном. Проводив их, мы остались на два дня. Предстояла встреча с теми ветеранами 114-й, кто после войны приехал на постоянное местожительство в Питкяранту. Об этом заранее условились с Дмитрием Антоновичем Чипуговым, высказав в своём письме такую просьбу. И вот мы в семье Чипугова. Одарили нас хозяин и его друзья неожиданными, но желанными экспонатами для музея техникума. Потускневшие от времени осколки снарядов и мин, пробитая пулями и проржавевшая каска, солдатская фляжка и малая сапёрная лопатка, другие атрибуты окопного солдатского быта. Ветераны проводили нас до гостиницы. Было легко на душе. Как прекрасны белые ночи Карелии!

… Утром 10 июля, тоже по договорённости, мы встретились с директором городского музея В.Ф. Себиным. Василий Фёдорович познакомил нас со всеми сторонами многогранной деятельности музея. Хотелось бы выделить доброе, внимательное отношение к посетителям. Это мы заметили и по себе. Каждый год приезжают пожилые люди и молодёжь, родственники и близкие друзья погибших и умерших от ран в госпиталях. Другие разыскивают многие годы без вести пропавших. Здесь мы познакомились с двумя сёстрами из Челябинска, они приехали на место гибели их брата Александра Петровича Уткаева».

* * *

— Мы только прибыли в Питкяранту, — рассказывали девчата в музее, — а местное радио уже вечером передавало выступление Шустерзона. Он прибыл раньше нас. И не первый раз здесь, его хорошо знают. Мы только заявились, а он всему городу уже рассказывает о нашем техникуме, о группе «Поиск», о нашем конкурсе на лучшую запись воспоминаний ветеранов дивизии. А через день газета «Новая Ладога» представила о нём целый очерк. «Илья Шустерзон — на редкость энергичный человек. Неуёмный голос председателя совета однополчан 114-й дивизии звучал повсюду. Он успел переговорить и познакомиться со многими и выступил на открытии мемориала. В знак признательности заслуг сибиряков право зажечь огонь Славы было доверено иркутянину Михаилу Афанасьевичу Золотовскому».

Совет перемещается в Иркутск

Первым председателем совета 114-й был командир дивизии Игнатий Алексеевич Москалёв, а первым секретарём — Савелий Романович Джигола.

«Вот как это началось, — рассказывали они. — Нас пригласила в Подпорожье редакция местной газеты. Журналисты — хорошие организаторы. Приехали мы, несколько однополчан, и с большим удовлетворением отнеслись к их предложению: к 25-летию форсирования Свири собраться однополчанам в Подпорожье и Лодейном Поле. В 1969 году всё и началось.

А потом каждые пять лет были новые встречи. В 1974 году избрали совет ветеранов дивизии. От Иркутска в состав совета вошёл бывший офицер штаба дивизии (в это время он работал агрономом областного управления сельского хозяйства) Павел Александрович Попов. Принимая во внимание, что дивизия формировалась в Иркутской области и костяк её составляют уроженцы Прибайкалья и Забайкалья, мы обсудили предложение очередную встречу провести в Иркутске 9 мая 1975 года».

Так было положено начало нашего знакомства. Пролетели ещё три десятилетия, поредели ряды ветеранов дивизии, но след их остался в душах тысяч молодых иркутян и жителей области. Боевое знамя 114-й ССКД, направленное Генштабом Вооружённых сил в Иркутск, в течение тридцати лет служило делу патриотического воспитания. После 60-летия Победы знамя дивизии возвращено. Но сделан его дубликат, он остаётся в музее боевой славы гарнизонного Дома офицеров.

Для педагогического коллектива и учащихся техникума постоянное общение, дружба с ветеранами дивизии (а в совет тогда вошли ветераны Карельского фронта, участники финской войны и боёв на Халхин-Голе) стали неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы. Учащиеся тогда подготовили солидный коллективный подарок совету ветеранов. Студенческая работа «Боевой путь 114-й» стала победителем сначала областного, а затем и республиканского смотра-конкурса. Мы все благодарны Татьяне Яковлевне Балясовой, тогдашнему директору техникума. Блокадница Ленинграда, она умела далеко видеть.

Совет нашёл в техникуме не просто приют — он влился в жизнь коллектива. Две первичные ветеранские организации, два совета (ветеранов педагогов техникума и однополчан дивизии) объединили свои усилия. Так образовался центр гражданского и патриотического воспитания. Дали ему название «Ветеран». На его открытие приехал из Киева Савелий Романович Джигола с супругой.

Много перемен произошло в жизни. Мало осталось ветеранов-однополчан. Нужно новое объединение педагогических сил и знания ветеранов военной службы. На базе лучших музеев области нужно развернуть обмен опытом. Обобщая прошлое и рассказывая о новом, легче решать проблемы патриотического и гражданского воспитания. В своё время мы многое почерпнули из опыта ангарчан в городском музее «Победа».

С юбилеем, Илья!

У однополчан принято обращаться друг к другу по имени. К председателю совета Шустерзону — Илья, к секретарю Рукосуеву, а ему в мае исполнилось 93, — Константин. К фронтовичкам обращались по имени-отчеству: скажем, вспоминали санинструктора 536-го стрелкового полка Ильину, называли её Мария Васильевна, обращались к лейтенанту медицинской службы Рыбкиной — Пана Васильевна.

Пана Васильевна рассказывала: «Наша группа Черемховского медучилища, выпускницы 1941 года, все как одна оказались в 114-й дивизии. Добровольцами. 31 заявление подтверждало наше желание и стремление быть вместе. Классами уходили на фронт парни. В октябре сорок первого на территории Ленинградской области вместе со всей дивизией мы приняли боевое крещение, а в октябре сорок четвёртого в Норвегии нас оставалось только семеро». Сейчас и их уже нет. Память о них — в нас, живых.

В Иркутской секции СКВВ было 19 групп однополчан. Из стрелковых дивизий самой многочисленной по своему составу была 114-я. И бессменным её председателем остаётся Илья Шустерзон. Вездесущий, неугомонный, он всегда среди молодёжи. В 30-е годы возглавлял комсомольскую организацию Иркутской трикотажной фабрики «Пролетарий». И на фронте не случайно ему определили статус политрука роты, он то в разведке с молодёжью, то с артиллеристами, то со стрелками. И после войны, как на боевом рубеже, опять с молодёжью, со студентами.

5 мая его поздравляли с юбилеем: 90 лет!

Перед нами — убедительные тому свидетельства: письма, поздравления, грамоты этих юбилейных дней. Процитируем некоторые из них:

«Иркутский государственный университет. Грамота. Награждается Илья Самуилович Шустерзон, ветеран Великой Отечественной войны и труда, за большой вклад в развитие и деятельность Иркутского государственного университета, активную жизненную позицию и в связи с 90-летием. Ректор, профессор А.И. Смирнов. Иркутск. 05.05.2006».

А вот документ 29-летней давности: «Приказ министра высшего и среднего специального образования И.Ф. Образцова от 22 сентября 1977 года № 424-4: «Назначить т. Шустерзона Илью Самуиловича проректором по административно-хозяйственной работе Иркутского государственного университета в порядке перевода из Иркутского института народного хозяйства».

Юбиляр с особой благодарностью отзывается о поздравительном письме губернатора Иркутской области Александра Тишанина. Поздравив юбиляра, губернатор искренне пожелал ему семейного благополучия и счастья. В этот же день почта доставила из Москвы поздравление с 61-й годовщиной Победы (в одном конверте — ветерану тыла Анне Васильевне и во втором — фронтовику Илье Самуиловичу) от Президента Российской Федерации Владимира Путина. Супруги сочли нужным сказать следующее: «…Слова президента, такие замечательные, согревающие и одобряющие, конечно же, обращены ко всем россиянам»; «Уверен, что новые поколения граждан России будут всегда равняться на Знамя Победы, которое вы, дорогие наши ветераны, подняли в сорок пятом и достойно несёте по жизни».

По поручению совета однополчан 114-й ССКД: Надежда ГОЛОВИНА, преподаватель истории, руководитель группы «Поиск», Иван ГОВОРИН, журналист,- члены совета дивизии

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры