Военкоматы на пути к объединению
Военные комиссариаты Сибири сегодня переживают нелёгкие времена организационных и кадровых изменений. В чём сущность проводимых мероприятий, как их реализация скажется на работе военкоматов? На эти и другие вопросы отвечает начальник организационно-мобилизационного управления штаба СибВО полковник Виктор ГЛОТОВ.
— Виктор Станиславович, чем вызвана необходимость крупных мероприятий по реформированию военных комиссариатов?
— Это объективная необходимость. Характер военного строительства сегодня весьма динамичен, военкоматы не могут быть в стороне от этих процессов.
О кардинальной ломке наработанного потенциала военных комиссариатов речь не идёт, сразу отмечу: традиционные задачи, возложенные на военкоматы, остаются — это допризывная работа, призыв на воинскую службу, отбор на службу по контракту, работа с военными пенсионерами и ветеранами, сложный комплекс задач мобилизационной деятельности. Речь идёт о новом качестве работы, большей её напряжённости и её оценке по конечному результату.
Актуальность новых подходов обусловлена прежде всего необходимостью приведения численности и структуры военных комиссариатов в соответствие с установленными нормами по призывным и мобилизационным ресурсам на подведомственных территориях, экономической целесообразностью, а также необходимостью преодоления застойных явлений.
В качестве примера приведу лишь один факт. Накануне войны, в июне 1941 года, численность военных комиссариатов в СССР составляла 33164 военнослужащих и служащих, при этом задачи призыва и мобилизации решались достаточно успешно, в настоящее время в Российской Федерации численность сотрудников военкоматов выше почти в 2 раза.
Процессы реорганизации тщательно просчитаны и обоснованы на всех уровнях военного ведомства, есть понимание их сложности и болезненности, учитывается социальный фактор. Одновременно идёт и другой сложный процесс, он касается перевода военных комиссариатов на полное финансирование за счёт бюджета Министерства обороны.
Хочу отметить, что прежде чем начались практические мероприятия, всесторонне изучалось мнение руководства военкоматов.
В сельских районах будут расформированы только те военные комиссариаты, которые имеют низкие показатели эффективности, обслуживают малые территории, имеют незначительные призывные и мобилизационные ресурсы. Здесь вместо военкоматов будут организованы военно-учётные столы.
Основная выгода проводимых организационно-штатных мероприятий — уменьшение финансовых затрат на содержание военных комиссариатов, при этом качество выполнения поставленных задач не снизится.
— Каковы количественные параметры проводимой оптимизации?
— В целом этот процесс затронет свыше 100 военкоматовских структур, из 54 городских военкоматов останется 23, на базе 51 районного военного комиссариата будет сформировано 25 объединённых военных комиссариатов.
По городским структурам будет сокращено свыше 300 должностей военнослужащих и гражданского персонала, в некоторых объединённых военкоматах численность персонала незначительно возрастёт.
— Решаются ли вопросы социальной защиты людей, которые попадают под сокращение?
— Военнослужащим будут предлагаться иные места для службы, те, кто имеет право на увольнение, получат такую возможность. Все сотрудники заблаговременно были извещены о планируемых мероприятиях, большая и весьма значительная их часть будет служить и работать в прежней системе. По каждому должностному лицу принимается коллегиальное решение аттестационной комиссии, в состав которой включены представители профсоюзных органов.
— Каким образом учитываются при реорганизации интересы того контингента людей (призывники, приписники, пенсионеры и др.), с которыми работают военкоматы?
— Новые штаты военкоматов позволяют решать служебные задачи со всеми категориями людей. Место расположения объединяемых военных комиссариатов выбрано с учётом наличия транспортных развязок, при этом вызов призывников и приписников оплачивается.
Объединение военных комиссариатов позволяет лучше воспользоваться и тем материальным фондом, который имеется в наличии. Выбор делается в пользу более современного, большего по вместимости и удобства в работе с людьми.
— А что будет с фондами?
— Излишествующие площади муниципальной собственности будут переданы местным властям. Федеральная собственность будет использована в интересах военных, в том числе и на решение жилищных проблем военнослужащих и служащих.
Например, фонды расформировываемого военного комиссариата Октябрьского района г. Томска планируется использовать под служебное жильё для военнослужащих.
— Насколько реальна заявленная ротация кадров военных комиссариатов?
— Как уже сообщалось, необходимость ротации кадров — это одна из мер по повышению эффективности работы военкоматов, одновременно это и определённые профилактические меры по предупреждению отдельных негативных фактов в профессиональной деятельности руководства этих структур. В настоящее время проработаны и поданы предложения в Генеральный штаб Вооружённых сил РФ по ротации военных комиссаров и начальников 2-х отделов (отвечающих за призыв), прослуживших в этих должностях более 3 лет.
По предложениям из военкоматов субъектов федерации подготовлен проект плана ротации соответствующих должностей номенклатуры командующего войсками Сибирского военного округа.
В целом, если говорить о реорганизации военных комиссариатов, она носит плановый характер и является одним из важных системных этапов строительства современных Вооружённых сил России.
Беседовал Валерий ЩЕБЛАНИН, служба информации и общественных связей СибВО