Кому достанется иркутская земля?
Жители Иркутска в ожидании очередной сессии Законодательного собрания. Она должна стать горячей - в повестке дня нашумевший в последнюю неделю законопроект «О распоряжении земельными участками, находящимися на территории Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена». Перед сессией законопроект был рассмотрен на заседании комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области. Согласно законопроекту, предлагается передать городские земли (это почти 90 процентов земли Иркутска, а по некоторым источникам и больше), собственность которых не разграничена, в распоряжение региональной власти.
Аргументов против принятия закона от городских властей, депутатов, общественности за это время звучало множество, но суть их можно сформулировать просто: документ ущемляет интересы иркутян. Защищать позицию горожан на заседание комитета по собственности пришли мэр Иркутска Владимир Якубовский и председатель городской Думы Андрей Лабыгин.
Как заявила председатель комитета по управлению государственной собственностью областной администрации Ирина Ковригина, воспользоваться правом управлять городской землей власти области решили для того, чтобы навести порядок в сфере выделения земельных участков под жилищное строительство. В областном центре, по её словам, застройка идёт точечно, а не комплексно, как велит, в частности, президентский национальный проект «Доступное и комфортное жильё». Хотя в том же Омске, привела пример И.Ковригина, при аналогичной величине бюджета в первом квартале нынешнего года было построено 300 тыс. кв. метров жилья, а в Иркутске эта цифра годовая.
Однако заместитель председателя Законодательного собрания Геннадий Истомин счёл приведённые цифры некорректными. «Мы предметно изучали тему жилищного строительства в Омске, — заявил он. — Там средства на строительство выделяются из регионального бюджета. Так что в нашем случае налицо проблема управления строительной отраслью области, а не проблема города».
Как рассказал Владимир Якубовский, за последние несколько лет объёмы строительства в городе значительно возросли. В нынешнем году Иркутск ждёт очередного прироста. Сейчас строительные площадки города осваивают не только иркутяне, но и строительные фирмы других городов. В Иркутске уже на протяжении трёх лет работает несколько строительных программ, в том числе программа «Молодым семьям — доступное жильё», однако и эту проблему городским властям приходится решать практически в одиночку. Если из городского бюджета на её реализацию в 2005 году было выделено 150 млн. рублей, из области поступило только 5 млн. рублей. Быстрее мог бы меняться и внешний облик города, двигаться программа сноса ветхого и аварийного жилья, но 500 млн. рублей, обещанных губернатором на выполнение Иркутском функций областного центра, в городскую казну так и не поступали.
Строительство жилья — серьёзная проблема, однако, заявил Владимир Якубовский, не следует забывать и о других составляющих земельных отношений. К вопросам местного значения, которые призваны решать городские власти, относятся электро-, тепло-, газо-, водоснабжение населения, планирование застройки, выделение участков под строительство частных домов и гаражей, земельный контроль и многое-многое другое. Ситуация выглядит абсурдной, если представить, что по всякой необходимости (и, не дай Бог, экстренной, как, например, устранение коммунальных аварий) разрешение придётся просить у администрации области.
Сегодня за различными справками и документами, за разрешениями на приобретение земли в городскую администрацию уже обратились более 40 тысяч человек. Более двух тысяч заявлений, связанных с различными земельными вопросами граждан, находятся на рассмотрении в комитете по управлению муниципальным имуществом. Чтобы осуществлять все эти функции, нужна, по меньшей мере, структура, которая сможет этим заниматься. Не говоря уже о средствах, без которых дело просто не сдвинется.
При этом в первом варианте проекта закона, присланном некоторое время назад в администрацию города для ознакомления, написано, что «принятие закона не повлечёт расходования средств областного бюджета». Более того, главным обоснованием необходимости принятия закона были соответствующие изменения в федеральном законодательстве. Теперь же на комитете обсуждается совсем иная тема. Плюс тема эффективности управления муниципальной собственностью, которая ранее даже не упоминалась. Об эффективности управления можно долго спорить, но вот, по мнению Геннадия Истомина, факты налицо: «Здания областной собственности, которых в Иркутске достаточно много, находятся в плачевном состоянии. Примером может служить и эндокринологический диспансер, что на углу улиц Каландаришвили и К.Маркса, и областная стоматология — на углу улиц Декабрьских событий и К.Маркса. Это при том, что на протяжении многих лет по закону о статусе областного центра средств выделялось крайне недостаточно».
Как обратил внимание председатель городской Думы Андрей Лабыгин, выступая на комитете по собственности, произошла явная подмена понятий. Он призвал депутатов Законодательного собрания поддержать город, позволить ему развиваться дальше и отклонить законопроект.
Из пяти присутствующих на заседании комитета депутатов (всего их восемь) трое проголосовали за то, чтобы принять законопроект на сессии Законодательного собрания Иркутской области. На открытое письмо, направленное городскими депутатами губернатору, ответа пока не получено.