издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Исповедь нежного сердца

Поклонникам кино Алексея Балабанова смотреть его новый фильм «Мне не больно» (кинокомпания СТВ, продюсер Сергей Сельянов) рекомендую. Премьера состоялась на недавнем «Кинотавре» в Сочи, исполнители главных ролей Рената Литвинова и Александр Яценко получили призы за лучшую женскую и лучшую мужскую роли. Фильм по достоинству оценили маститые кинокритики, коллеги-кинематографисты и простые зрители, на кинорынке им заинтересовались зарубежные прокатчики.

А через день после «Кинотавра» петербургский режиссёр А. Балабанов, снимавший картину в Петербурге, представил её на суд земляков. Сначала устроили показ для журналистов, затем пресс-конференцию, на которую, кроме режиссёра, пришёл и оператор Сергей Астахов (постоянно работает с А.Б., снял, к слову, «Границу. Таёжный роман», «Бедного, бедного Павла», «Дело о мёртвых душах»), а спустя несколько часов, на вечерней премьере, к ним присоединился прибывший из Москвы актёр А. Яценко. Рената не успела приехать из Парижа, хотя обещала.

— Почему снимал в Петербурге? — переспросил А. Балабанов. — Я здесь живу. Знаю город, люблю его. Ещё люблю Иркутск и Норильск. Не люблю Москву.

(Кстати об Иркутске. Почему именно этот город? Режиссёр родился в Свердловске, учился в Горьком. Автору этих строк Алексей признался, что ему по душе сибирский народ, что в Иркутске однажды он снимал кино, которое, правда, не получилось).

И вновь Балабанов удивил! Автор «Брата», «Войны», «Про уродов и людей» в прошлом году неожиданно для всех выпустил «Жмурки» — беспредельную криминальную комедию («чёрную»), где даже в эпизодах снялись только суперзвёзды российского кино. А тут опять сменил жанр — снял вдруг мелодраму, уж чего-чего, а этого от него никак не ожидали.

— Про любовь я снимал, знаю, как это сложно, а вот за мелодраму взялся впервые и впредь этого делать больше не буду, — признался режиссёр. — Как это случилось? Сергей Сельянов, с которым я давно работаю и дружу, дал сценарий Валерия Мнацаканова. Я таких фильмов никогда не снимал.

Обычно Балабанов ставит по своим сценариям, но бывают и редкие исключения. Этот фильм был сделан под Ренату Литвинову, с которой он давно дружен («Если не она, то фильма не будет, — вот так, категорически. — Я знал, чего от неё можно ждать. Наверное, это лучшая драматическая роль Ренаты, и призы за неё будут обязательно!»).

В новом кино не стреляют и не убивают. Нет бандитов, стрелок и разборок. Фильм о любви и дружбе, снятый в жанре городского романса, первоначально назывался «Исповедь нежного сердца». Если вначале зрители много смеются, то в финале — плачут. Здесь другая Рената Литвинова. Новый, незнакомый Никита Михалков. Ещё во время съёмок в «Жмурках» патриарх кино заявил: «Таким режиссёрам, как Балабанов, не отказывают». Не важно, дескать, что играть, а важно с кем. «Я не знаю, стал бы сниматься в фильме «Мне не больно», если бы режиссёром был не Балабанов, а кто-то другой. Он мне интересен своим взглядом на какие-то вещи, и я с удовольствием готов ему помогать, чтобы этот взгляд наиболее ярко выразить для зрителей».

Замечательные работы у Дмитрия Дюжева, Сергея Маковецкого, с которыми Алексей уже работал. («Я снимаю людей, психофизику которых хорошо знаю»). Очень хороша Инга Оболдина-Стрелкова («Небо. Самолёт. Девушка» — стюардесса, подруга героини Ренаты Литвиновой; «Золотой телёнок» — коммунальная дама Лоханкина; «Доктор Живаго» — сумасшедшая поэтесса Шурочка Шлезингер; много работает в театре, ученица Петра Фоменко). Актриса рассказывает: «У Балабанова я сыграла далёкую от себя роль — «зверька» Альку, которая не умеет говорить, в отличие от меня, произносящей 333 слова в минуту. Это был эксперимент над собой и над своей внешностью тоже. На голове у меня — парик Сухорукова из «Жмурок». На мне какие-то невозможные отрепья из закромов Советской России, в общем, вид колоритный».

На роль главного героя Миши пробовалось много актёров, пока режиссёру не показали Сашу Яценко («Шик», «Солдатский декамерон»). Кстати, его герой говорит голосом Евгения Миронова. («Я часто так делаю, люблю такие вещи», — заявил режиссёр). Многие актёры мечтают сняться у Балабанова. «С Лёшей вообще очень интересно работать. Он назначает актёров на роли ещё в момент написания сценария или же во время его доработки», — сказал С. Маковецкий. Оригинальный саундтрек сделал Вадим Самойлов («Агата Кристи»), это тоже не первая его работа с Балабановым.

Каким будет следующий фильм знаменитого петербургского режиссёра, чем он ещё порадует, удивит киноманов?

— Хочется снять кино про 1984 год. Конец Советского Союза. Сейчас у нас другая страна, другие люди. Я написал интересный сценарий, страшный, крутой, на мой взгляд. Писал его на Евгения Миронова. Он сниматься отказался. Там надо играть мерзопакостного гада, милиционера. И Женя, и Кирилл Пирогов испугались. Сейчас надо найти актёров. К съёмкам приступаем в начале августа. Это будет шоковый фильм, арт-хаус. Уверен, у него будет зритель. Но не наш, скорее — зарубежный…

P.S. Алексей Балабанов советует посмотреть понравившийся ему фильм «Эйфория» Ивана Вырыпаева (бывшего иркутянина, между прочим). На «Кинотавре» Ивана наградили за него специальным призом.

НА СНИМКЕ Елены Мулиной: Алексей Балабанов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры