издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Игра на понижение

Почему «киты» строительного бизнеса игнорируют открытые конкурсы

  • Автор: Александр АНТОНЕНКО, «Восточно-Сибирская правда»

На недавнем съезде Союза строителей первый вице-премьер Дмитрий Медведев особое внимание обратил на открытые аукционы, которые зачастую проводятся формально, по усмотрению чиновников. Не успела система региональных и муниципальных заказов на строительную продукцию перейти на конкурсную основу, как тут же появились противоречия и недоразумения.

Примеров хоть отбавляй. В марте состоялся конкурс на ремонт иркутской библиотеки N9. В нём приняло участие 11 претендентов, заявленная цена работ — 2976 тыс. руб. Победил индивидуальный предприниматель, который предложил наиболее выгодные условия исполнения контракта, снизив цену на 28% (701,5 тыс. руб).

Управление муниципального образования г. Иркутска нынче выставило на торги 23 лота: ремонт школ, детских садиков и др. Участвовало 43 претендента. Вот некоторые итоги конкурсных баталий. Ремонт кровли на школе N9 экспертами оценён в 545,5 тыс. руб, победитель снизил до 473,9 тыс. руб. Школа N 10 на ул. Шевцова: стартовая цена — 1,2 млн. руб, лот продан за 771,2 тыс. руб. Лот 11 — строительство забора шк. N 30 в Ново-Ленино, заявлена цена 5,1 млн. руб., ЗАО «Сибмостострой» снизило её до 3,3 млн. руб. и выиграло контракт. А вот торги по библиотеке N 20 в Юбилейном. Изначальная цена была назначена 8329 тыс. руб., ООО «Креста» предложило 5,9 млн. руб, а ООО «Стройхолдинг» — ещё ниже — 5,6 млн. руб.

Практика пяти месяцев показала, что многие претенденты дают снижение до 20-30 и даже до 40 процентов. И это при том, что выполняемая заказчиком документация проходит ведомственную экспертизу (областные объекты) по ценам, срокам, объёмам… А городские объекты — через соответствующие службы заказчиков, а затем отдел цен и лишь после этого выносятся на торги.

— Скажите, после того, как проект прошёл тщательный анализ, намного ли можно уменьшить его стоимость? — справляюсь у знакомых руководителей строительных компаний.

— Наверное, процентов на 5-10, — пожимают те плечами. — При этом требуется подробно расшифровать, за счёт чего произойдёт снижение.

— Ну а те, кто снижает, скажем, процентов на 20-30, чем они руководствуются, на что рассчитывают?

— Скорее всего, надеются, что в процессе работы сумеют оформить какие-то дополнительные объёмы и таким образом дотянут до суммы, объявленной конкурсной комиссией. Другого пути просто нет.

Есть он у фирм-однодневок, созданных накануне или год-полтора назад. Тех, которые работают по упрощённой системе налогообложения. В отличие от крупных компаний, они освобождены от НДС (18%), и у них куда как меньше накладные расходы (ещё 5-7%).

При таком раскладе стоит ли удивляться, что подобные конкурсы проигнорировали такие «киты» строительного производства, как Иркутскпромстрой, Иркутскжилстрой, Востсибстрой, другие крупные подрядчики, располагающие богатейшим опытом, мощными строительными базами и высококлассными специалистами? В этих конкурсах они оказались просто неконкурентоспособными. Тогда какой же объект мы хотим получить? Наверное, наши чиновники больше болеют за наполнение бюджета и меньше думают о том, что в результате работы с дешёвыми материалами и рабсилой никакой объект долго не простоит. Может ли быть хороший материал, хорошая краска на фасадах объекта с минимальной ценой?

А представим другую ситуацию: победитель аванс получил и исчез до того, как выполнил проект. Или объект введён, а занимавшаяся им организация перерегистрировалась, получила новое название. Кому в таком случае предъявлять претензии о гарантиях, качестве работ?

— Здесь не что иное, как издержки в работе городской конкурсной комиссии, — дипломатично комментируют подрядчики. — В законе о подрядных торгах, подписанном президентом Владимиром Путиным, критерии оценки выставлены в следующем порядке: на первое место ставится качество работ, затем — сроки выполнения и сроки предоставления гарантий качества и лишь потом — цена контракта. А отдел муниципальных заказов критерий оценки заявок на участие в конкурсе выставил в следующей последовательности: стоимость, качество, сроки предоставления гарантий и сроки выполнения работ.

Получается, что конкурсную комиссию в первую очередь интересует цена, а отнюдь не надёжность организации, её профессионализм. Такая сиюминутная выгода может обернуться печальными последствиями.

Да, малый и средний бизнес должен участвовать в строительном процессе — это и развитие экономики, и увеличение объёмов, и занятость. Но тогда надо пересмотреть и критерии, предъявляемые к конкурсантам. Может, с малыми предприятиями проводить отдельные торги или учитывать все аспекты, которые выявляются на сегодняшний день?

Наверное, стоит прислушаться к официальным документам, в которых сказано: «Госзаказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 15% общего объёма выполнямых работ путём проведения торгов». Если применить к нашему случаю, то из 23 лотов, выставленных городом на торги, два-три из них приходится на малое предпринимательство, а остальные идут на общих основаниях. Тогда уже никакое снижение НДС не должно засчитываться.

Итоги этого года покажут, насколько правы сторонники и противники конкурсных торгов муниципальных заказов. И ещё. По его итогам будет создан реестр недобросовестных поставщиков (так в законе). Попадёшь в него — трёхлетняя «дисквалификация» обеспечена.

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры