Второе дыхание аэропорта
К 81-й годовщине образования ФГУП «Аэропорт Иркутск»
«Отмечена положительная динамика в развитии некоторых региональных аэропортов. Наряду с предприятиями «Толмачёво» (Новосибирск), «Большое Савино» (Пермь), «Кольцово» (Екатеринбург), аэропортами Красноярска и Казани отмечена работа ФГУП «Аэропорт Иркутск». (Из статьи депутата Государственной Думы С.И. Дубровина по результатам Московской международной конференции, прошедшей 23-24 мая 2006 г.)
Иркутский аэропорт — воздушные ворота города, визитная карточка столицы Восточной Сибири. Это одно из старейших предприятий нашей области и отечественной авиации. В прошлом году ему исполнилось 80 лет. За эти годы много воды утекло в Ангаре, многое изменилось и в жизни аэропорта.
Сегодняшний аэропорт — сложное, многопрофильное предприятие, в нём работают около 30 структурных подразделений, трудятся около двух тысяч специалистов, многие стали профессионалами высокого класса.
Начиная с 2001 года, авиа-предприятие работает стабильно, развивается динамично. Выполняется программа развития, идёт модернизация производства, меняются технологические процессы.
По сравнению с 2001 г. основные показатели работы за пятилетку значительно возросли, общий пассажиропоток увеличился на 35% и составил более 800 тысяч человек, на международных рейсах — возрос в 2,8 раза, достигнув 100 тысяч пассажиров. За пятилетку авиаработники обслужили 7608 международных самолётовылетов. Предприятие с 2001 по 2005гг. выплатило налогов и сборов в разные фонды 731 млн. 415 тыс. рублей. За 2005 год получено чистой прибыли 34,5 млн. рублей. Доходы от неавиационной деятельности возросли по сравнению с прошлым годом на 11% и составили более 90 млн. рублей. Предприятие полностью рассчиталось с просроченными налоговыми платежами, своевременно осуществляет текущие платежи.
Основные показатели за 5 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого возросли на 5-13%. Это вселяет уверенность в планы авиаработников — обслужить в этом году 900 тысяч пассажиров, а к середине 2008 года выйти на рубеж пассажиропотока в 1 млн. человек. Есть ещё две заветные цифры. За 1990 год было перевезено более 1,5 млн. пассажиров. К этому и должны в перспективе стремиться авиаторы предприятия.
Маршрутная сеть из аэропорта Иркутск включает 88 магистральных маршрутов, в том числе 21 международный. Сегодня прямым рейсом можно вылететь в 37 городов России, а с пересадками — в любую точку земного шара. Регулярные рейсы из Иркутска выполняют 22 авиакомпании, в том числе три международные.
Руководители предприятия делают всё возможное для увеличения пассажиропотоков. В Иркутской области осуществляют деятельность 210 туристических компаний, и со многими из них предприятие тесно со-трудничает. Налаживаются дружеские отношения с зарубежными аэропортами. Совсем недавно начал выполняться международный рейс из Чанчуня (Китай) в Иркутск. Прорабатываются вопросы выполнения полётов из Мюнхена (Германия), в Маньчжурию (Китай), Сеул (Корея), Ниигату (Япония).
Сегодня на перроне международного аэропорта «Иркутск» обслуживаются современные самолёты типов Ту-204, Ту-214, А-310, А-319, А-320, Б-737, Б-757, Б-767, F-50, МД-90 и др. На аэродроме производят посадку почти все воздушные суда отечественного и зарубежного производства.
Иркутский аэропорт, принимающий воздушные суда по первой категории ИКАО (международная организация гражданской авиации), уверенно выходит на международный уровень.
По итогам 2005 г. среди 69 международных аэропортов России ФГУП «Аэропорт Иркутск» по отправке пассажиров занимает 15-е место, по отправке грузов — 11-е.
На прошедшей в мае этого года 29-й Московской международной конференции в числе шести региональных аэропортов России с положительной динамикой в развитии отмечена работа ФГУП «Аэропорт Иркутск».
В настоящее время проводится реконструкция аэровокзала внутренних воздушных линий, привокзальной площади, центрального входа аэровокзала международных авиалиний, плановый ремонт взлётно-посадочной полосы, продолжается капитальный ремонт некоторых служебных помещений, будет проведён ремонт фасадов некоторых служебных зданий. Реконструкцию аэровокзала планируется закончить к июлю 2007г. В результате реконструкции аэровокзал внутренних воздушных линий будет отвечать всем современным требованиям авиационной безопасности, повысится качество обслуживания пассажиров, увеличатся пропускная способность аэропорта и объёмы авиаперевозок. Привокзальная площадь благоустроится, будут оборудованы пешеходные дорожки шириной 6 метров к аэровокзалам, стоянки авто-транспорта на 240 мест, посажены деревья, кустарники, цветы. После реконструкции внешний вид аэропорта будет совершенно другим — более эстетичным, современным.
На днях в Москве Агентство воздушного транспорта Мин-транса РФ наконец-то после двухлетних мытарств провело тендер по определению строительной организации для удлинения взлётно-посадочной полосы на 430 метров в сторону Байкала. Ввод в эксплуатацию второго участка полосы позволит снять ограничения по взлётной массе грузовых самолётов. Кроме того, при взлёте в сторону города экипажи самолётов смогут быстрее отвернуть от взлётного курса, создавая меньше шума над домами иркутян.
Наряду с производимой сейчас реконструкцией, в рамках модернизации аэропорта в 2008 — 2010 гг. планируется реконструкция взлётно-посадочной полосы, перрона, замена светосигнального оборудования.
В целях развития инфраструктуры, увеличения пассажирских и товарных потоков на базе аэропорта создаётся авиа-транспортный логистический комплекс. Необходимо обеспечить стыковки авиапассажиров, грузов, почты с другими видами транспорта в целях снижения транспортных издержек пассажиров и клиентов.
В День предприятия хочется отметить вдумчивое, хозяйственное отношение к работе в новых экономических условиях директора по строительству и реконструкции А.В. Рендоревского, руководителей служб: аэродромной — Д.В. Кочелаевского, теплотехнической и санитарно-технического обеспечения — М.И. Цивилева, авиационного сервиса — С.А. Егорычева, медсанчасти — Г.А Куликовой, спортивно-оздоровительного комплекса — Ю.Л. Перфильева.
На предприятии постоянно улучшаются условия труда авиа-работников, социальное и медицинское обеспечение, в первую очередь — участников войны и ветеранов труда. Все условия коллективного договора за 2004 — 2005 гг. полностью выполнены. Два раза в год все ветераны получают денежную премию.
В коллективе возрождаются былые традиции: проводятся спартакиады, смотры-конкурсы «Стенная печать», конкурсы профессионального мастерства, экскурсии во вновь реконструированный музей истории аэропорта. Стал отмечаться День предприятия. Недавно музей истории удостоен диплома в номинации «Традиции». Кстати, 24 июня и 18 августа в музее предприятия проводится день открытых дверей.
В следующем году группа ветеранов-энтузиастов и администрация аэропорта планируют начать подготовку к переизданию книги «Воздушная гавань Восточной Сибири» (с дополнениями).
В 2001 году аэропорт стоял на краю пропасти. Нужен был руководитель, способный вытащить предприятие из глубочайшего кризиса. И таким оказался Алексей Иванович Куликов. С его приходом аэропорт обрёл второе дыхание. Руководитель взял судьбу предприятия в свои руки, вносит достойную лепту в его будущее. «Главная задача коллектива, — считает Алексей Куликов, — создание современного международного аэропорта с большим пассажиропотоком, высокой культурой обслуживания пассажиров и клиентуры, полным обеспечением безопасности полётов».
Залогом ускоренного развития аэропорта является продуманный, целеустремлённый взгляд вперёд руководителей предприятия, и в этом корень успеха.
За долгие годы существования предприятия многие авиаработники прикипели душой и сердцем к аэропорту, не мыслят жизни вне коллектива. Неоднократно наблюдал, как совершали прогулки в аэропорт ветераны А.И. Емельянов, И.П. Дюбург, П.Г. Зюбр и другие.
В коллективе возникла славная традиция — создание семейных аэрофлотских династий. Их количество перевалило за 300. Трудовая эстафета передаётся из рук в руки.
Ревут двигатели самолётов на взлёте. За штурвалами — потомки старейших ветеранов: Ивана Шарова, Ивана Блинова, Евстафия Карасова, Александра Вобликова, Натальи Еловской, Дмитрия Науменко и других. Им уверенно помогают члены символических экипажей: генеральный директор, его заместители, начальники служб и руководители подразделений. Так что штурвал предприятия — в надёжных руках. Говоря словами лётчиков, «полёт продолжается, аэропорт набирает обороты и высоту».