Грустное путешествие
Уважаемая «Восточка»! Хочу поделиться с тобой впечатлениями от посещения мест моего детства.
В 60-е годы прошлого века на реке Тагне, что в Заларинском районе, работала и снабжала электроэнергией весь Заларинский район Тагнинская ГЭС. Она стояла среди удивительной тайги, богатой всякой дичью и зверьём, а река Тагна просто кишела рыбой; водился даже таймень. Директором Тагнинской ГЭС был наш отец А. Н. Прохоров, заслуженный энергетик, воспитавший нас, пятерых детей. Все мы получили образование и пошли по стопам отца — стали энергетиками. Наше детство и юность прошли в этом райском уголке, куда стремились попасть, чтобы отдохнуть от городской суеты, многие.
Со временем ГЭС была демонтирована. Мы все разъехались кто куда, но мысль о посещении этих удивительных мест не покидала нас на протяжении нескольких десятков лет. И вот, наконец, в июне этого года мы, все пятеро, собрались и поехали навестить родные места.
Дорогу нашли с трудом; её почти не было вовсе. Многие деревни, раньше окружавшие ГЭС и имевшие прочные хозяйства, как ветром сдуло. А те, что остались, — одна убогость и запустение. Вместо ожидаемой радости — слёзы. От взорванной ГЭС остались одни траншеи; там, где жил обслуживающий персонал, — заросли. Вместо богатейшей тайги — сплошь вырубки ценных пород хвойных деревьев да чёрные гари. При виде всего этого нас охватило отчаяние. Как же жестоко мы, люди, обращаемся со своим лесным богатством! Впрочем, хозяйничающим в сибирской тайге кооператорам на сибирскую природу наплевать. Им бы только набить свои кошельки. А что после них остаётся, им не интересно.
Где же органы, которые должны отслеживать, как ведётся хозяйство на отведённых коммерческим фирмам делянах? Перед кем этим случайным, очень часто пришлым людям держать ответ за своё разграбление лесных запасов? Выходит, что не перед кем. А настоящие хозяева тайги — простые сибиряки — живут убого и в нищете. Разве это справедливо?
С чувством какой-то своей личной вины мы возвращались из наших когда-то удивительных родных мест.