издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Давайте понимать друг друга

Именно так можно было бы сформулировать основную идею состоявшейся недавно в помещении театра народной драмы встречи иркутян с китайцами, исповедующими православную религию. Возглавлял группу паломников из Поднебесной отец Дионисий Поздняев, протоиерей из Гонконга. Его лекция на тему «Православное сознание и китайский мир: от конфликта к диалогу» вызвала большой интерес всех присутствующих.

По мнению отца Дионисия, современное представление о Китае сродни мифу.

— Одним из соблазнов восприятия Китая внешним миром всегда была тенденция к построению мнимой реальности, в которой больше отражались мысли европейцев о китайском мире, нежели подлинные реалии, — заявил протоиерей. — Спекуляции и гротескные построения как в минувшие времена, так и сейчас, способствовали созданию ложных представлений о Китае, уводящих их авторов и слушателей всё дальше и дальше от истины.

Одним из самых опасных заблуждений, по мнению отца Дионисия, является миф о «жёлтой угрозе» со стороны сопредельной с Россией страны. «Россия вообще, а Сибирь в частности непригодны для проживания китайцев, — утверждал о. Дионисий. — И те китайцы, которые сегодня живут в России, — всего лишь ручейки в сравнении с потоками китайских эмигрантов, которые наводняют Австралию, Новую Зеландию, юг Канады. К тому же у китайцев, которые едут в Россию, одна цель. Они едут на заработки с тем, чтобы вернуться домой».

— Между тем, — продолжил своё выступление протоиерей, — миф о «жёлтой угрозе» — благодатная почва для будущих конфликтов. Но Китай не помышляет об аннексии чужой территории. У него иные проблемы, лежащие не в области социологии или экономики. Их корни — в разрушении традиционной для Поднебесной системы ценностей; в кризисе веры. Лозунг Дэн Сяо-пина «Обогащайтесь!» ничего не дал душе и, тем более, не исчерпал всех потребностей человека. Именно поэтому христианство с его нравственными ценностями оказалось сегодня востребованным в Китае. Причём христианство всех конфессий: православия, католичества, протестантизма.

Интересный факт: в начале XX века в Поднебесной жило не больше миллиона китайцев-христиан. А сегодня, по некоторым данным, их около 60 миллионов. Потому что в новой ситуации именно христианство в большей степени, чем конфуцианство, буддизм или даосизм, оказалось способным дать ответ на фундаментальные вопросы бытия, занимающие многих китайских интеллектуалов. Разумеется, не всё протекает в нынешнем Китае так гладко и безболезненно, как может показаться со стороны. Недостаёт в Китае православной литературы на китайском языке. Не самое, мягко говоря, терпимое отношение к «чужеродной» религии и у официального Пекина. Власть не хочет отдавать умы своих подданных каким бы то ни было религиозным деятелям. Кроме того, коммунистическая идеология, которая и по сей день является в КНР государственной, утверждает, что на земле можно «построить рай», не прибегая к помощи богов.

Но вне всякого сомнения, православная миссия в китайском мире — не только важная, но и более чем возможная задача Русской православной церкви, считает отец Дионисий. Призвание и долг Русской православной церкви, в силу запрета на деятельность иностранных конфессий в пределах КНР, — распространять православие среди китайских диаспор на территории Европы, Америки, Австралии, а также в Гонконге, Макао, на Тайване. И прежде всего в России, где важнейшими регионами для православной китайской миссии являются Москва, Петербург, Сибирь и Дальний Восток.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры