Груз-310
8 июля, субботаАэробус авиакомпании «S7» (бывшая «Сибирь») рейсом №778 вылетел из аэропорта Домодедово-Москва. На борту самолёта А310-300 (регистрация F-OGYP) 192 пассажира и восемь членов экипажа (включая двух пилотов из Иркутского авиаотряда авиакомпании «Сибирь»). Среди пассажиров начальник Иркутского регионального управления ФСБ Сергей Коряков, замглавы администрации УОБАО Наталья Суборова, замначальника управления по делам ГО и ЧС Иркутской области полковник Юрий Мухтаров, дочь писателя Валентина Распутина Мария, редактор иркутского приложения к газете «Комсомольская правда» Татьяна Инешина, генеральный директор хоккейного клуба «Спартак» Вадим Мельков, старший тренер Иркутской области по конькобежному спорту Владимир Литвинцев,15 иностранных граждан. Позже выяснилось, что на борту находилось три пассажира по дополнительному списку. Всего в Иркутск летело 203 человека. Как рассказывают очевидцы, перед вылетом самолёт заменили и люди рассаживались не в соответствии с номерами мест, указанных в билетах. 9 июля, воскресенье7.30 Некоторые пассажиры утверждают, что самолёт приземлился в 7.30. Эта же информация прошла в первые часы на лентах информагентств. Но по официальной версии лайнер совершил посадку в 7.44. 7.44 А-310 заходит на посадку в аэропорту «Иркутск». Пилот первого класса Сергей Шибанов, управляющий лайнером, докладывает диспетчеру о том, что посадка прошла нормально. Это его последние слова в эфире. Часть пассажиров утверждает, что сначала лайнер коснулся полосы и начал торможение. Другие говорят, что самолёт, не снижая скорости, нёсся по бетонке. У сидящих в салоне возникает ощущение, что посадки не было и самолёт снова пошёл на взлёт. 124-тонная машина вылетает с бетонки и на скорости около 150 км/ч врезается в забор, отделяющий территорию аэропорта от гаражного кооператива. Скорость и масса таковы, что пассажиры ощущают в момент столкновения с забором лишь лёгкий толчок. Но дальше — стена автосервиса, собранная из бетонных блоков. Кабина пилотов и первые шесть рядов кресел смяты. Те из пассажиров, кто успел отстегнуть ремни, вылетают в проход. От удара корпус самолёта раскалывается в нескольких местах. Пришедшая в себя стюардесса Виктория Зильберштейн при помощи пассажиров открывает задний люк. Надувной трап полностью не сработал и висит. Люди прыгают с четырёхметровой высоты, некоторые ломают ноги. Их оттаскивают уцелевшие пассажиры и подоспевшие на место аварии местные жители и владельцы гаражей. Части пассажиров удаётся выпрыгнуть в местах разлома салона. 7.55 По официальным данным, на место прибывают сотрудники Иркутской областной аварийно-спасательной службы. Они помогают пассажирам покинуть самолёт. По свидетельствам очевидцев и спасателей, около тонны керосина вытекает из повреждённых крыльев. При этом в самих баках остаются пары горючего. Возможно, от искрящихся обрывков электропроводки они воспламеняются. Первым взрывается правый бак. Большая часть салона превращается в груду обломков, хвост отбрасывает назад. Через несколько секунд взрывается левый бак. У оставшихся в салоне людей шансов выжить нет. Около 8.30 На место прибывает и.о. главы администрации области Юрий Параничев. Он возглавляет штаб по устранению последствий аварии. В спасательных работах участвуют мэр Иркутска Владимир Якубовский, руководитель областного управления ГО и ЧС Игорь Самовольнов, 600 человек и 100 единиц техники. Одновременно в Москве создана правительственная комиссия во главе с министром транспорта Игорем Левитиным. Часть пассажиров, не получивших серьёзных внешних повреждений, расходятся по домам прямо с полосы. Местные жители и дачники отдают им свою одежду взамен обгоревшей и залитой кровью. Люди уезжают домой на попутках. Позднее некоторые из них обнаружат симптомы отравления угарным газом и внутренние повреждения и будут вынуждены обратиться в больницы. 9.21 Пожар локализован. В 10.06 полностью потушен. 13.00 По сообщению областного МЧС, из-под обломков извлечены останки 65 пассажиров. 55 пострадавших находятся в больницах города. 29 — в тяжёлом состоянии. Уже к двум часам дня из-под обломков извлечено 102 тела погибших. 14.30 Аэропорт «Иркутск» снова начинает принимать рейсы. Часть самолётов, которые должны были приземлиться после 778-го, в это время находятся в Братском аэропорту. 15.00 По заявлению Юрия Параничева, 57 человек находятся в больницах, в основном с ожогами верхних дыхательных путей. Чёрные ящики переданы в комиссию для расшифровки. Они находятся в нормальном состоянии. 17.00 В Иркутск прибывают полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин и глава МЧС Сергей Шойгу. В семь вечера приземляется самолёт министра транспорта Игоря Левитина. 10 июля, понедельник12.00 Извлечено из-под обломков 122 тела. 16.00 В Иркутске взлетает самолёт Ту-154 «Уральских авиалиний», выполняющий рейс Владивосток — Иркутск — Екатеринбург. В воздухе у него отказывает один из двигателей. На борту находятся 130 пассажиров и 9 членов экипажа. Экипаж принимает решение выработать топливо и совершить посадку в Иркутске. В 18.30 лайнер благополучно приземляется. 17.00 В Иркутском городском морге началось опознание тел пассажиров с А-310. К четвергу опознано 104 тела погибших. По данным на 19.30 четверга, неопознанными остаются 20 тел. Прокуратура выдала родственникам 84 тела, 42 (так называемый «груз-200» — обозначение, принятое при транспортировке тел погибших; раненых называют «груз-300». — «Конкурент») из них уже транспортированы за пределы Иркутской области. Пять человек настояли на проведении анализа ДНК. Не заявили о себе родственники трёх погибших: двух граждан Китая и одного — России. Игорь Левитин заявляет, что чёрные ящики будут расшифровываться в Москве. 12 июля, средаВ Иркутске и Шелехове состоялись первые похороны. Земле предали тела трёх погибших пассажиров А-310. В четверг, пятницу и субботу похоронили 30 жителей Иркутска, летевших 310-м. В ночь завершился разбор частей самолёта. 13 июля, четвергВ больницах города ещё находятся 41 из 79 выживших пассажиров А-310. Ещё 12 человек находятся в клиниках Москвы, остальные отпущены домой. 11.22 Ещё один лайнер А-310 находится в предаварийной ситуации. В 7.23 по Иркутску пилоты А-310, выполняющего рейс №778 Москва — Иркутск, обнаруживают падение давления (признаки разгерметизации) в кабине, но решают продолжать полёт до пункта назначения. Как сообщается в официальной информации авиакомпании «Сибирь», «экипаж заметил незначительное отклонение давления в кабине от номинального давления». Для обеспечения безопасности полёта пилоты произвели установленные стандартные процедуры по выравниванию давления в кабине. После консультации с наземными службами командир воздушного судна принял решение о продолжении полёта в аэропорт назначения. Самолёт произвёл посадку в штатном режиме в Иркутске в 11.22 . На борту находились 197 пассажиров и восемь членов экипажа. Правительством назначена проверка состояния судов авиакомпании «Сибирь». Первый заместитель главы администрации Иркутской области Юрий Параничев опроверг прозвучавшую в ряде СМИ информацию о том, что чёрные ящики А-310 расшифрованы. Он считает, что на это потребуется больше времени, чем прошло со дня катастрофы. В морге Иркутска опознаны командир экипажа аэробуса А-310 авиакомпании «Сибирь» Сергей Шибанов и второй пилот Владимир Черных. Оба иркутянина будут похоронены 14 июля. Опознана и бортпроводница Дарина Заборная. Её тело отправлено в Москву для захоронения. Неидентифицированными остаются останки ещё двух членов экипажа. Это бортпроводники Андрей Дьяконов и Мария Пронина.В здании спорткомплекса «Труд» проходит прощание с начальником РУФСБ по Иркутской области и УОБАО Сергеем Коряковым. Более пятисот человек приходят проститься с генералом. 14 июля, пятницаВ больницах Иркутска осталось 39 человек. Один пострадавший переведён из разряда «тяжёлых» в разряд «средних». В пятницу с тяжёлыми травмами в больницах находилось 6 человек, со средними и лёгкими — 34. 104 тела погибших опознано, 95 выдано родственникам. Более 40 — отправлены за пределы региона. В морге осталось 20 тел, которые родственники, вероятно, уже не смогут идентифицировать без специальной экспертизы. Пять человек заявили, что будут настаивать на проведении экспертизы ДНК. Экспертиза продлится не менее трёх месяцев. По данным на утро пятницы, в Иркутске похоронено 20 человек, ещё 12 должны быть похоронены в течение дня. Тела ещё четырёх человек предадут земле сегодня. ВерсииВ течение недели появилось несколько версий катастрофы. Однако официально о её причинах будет объявлено только после расшифровки данных с чёрных ящиков. Первые неофициальные предположения о том, что произошло в момент посадки А-310 в Иркутске, в воскресенье дали на условиях анонимности пилоты, работающие в «Сибири». Как пишет одна из федеральных газет, при посадке А-310 к сложным метеоусловиям и объективным недостаткам аэропорта могла добавиться ошибка пилотов, уставших после тяжёлого перелёта. Обвиняют также и сам самолёт. По некоторым предположениям, мог отказать гидравлический контур машины, осуществляющий связь между лётчиками и механизмами самолёта. Хотя гидравлических контуров три, дополнительные ресурсы пилоты могли просто не успеть задействовать. Только что приземлившийся в аэропорту Иркутска Игорь Левитин сразу же дал ещё одну версию причин катастрофы. По его мнению, роковую роль могла сыграть мокрая от дождя полоса. И, наконец, в эфире телеканала «Россия», в информационном выпуске программы «Вести», была озвучена крайне странная версия, по которой виновными оказались пилоты. Анонимный источник в следственной группе рассказал корреспонденту телеканала, что ещё в воздухе по непонятной причине экипаж перешёл с автопилота на ручной режим. Посадка прошла на скорости выше необходимой, хотя диспетчеру они доложили, что всё нормально. При этом ещё до момента касания раздался аварийный сигнал, извещающий о пожаре в одном из двигателей. Впрочем, первый замглавы администрации области Юрий Параничев предостерёг от каких-либо версий причин катастрофы до расшифровки чёрных ящиков. Прокуратура Иркутской области возбудила уголовное дело по факту нарушения правил полётов или подготовки к ним. Как рассказал в пятницу старший помощник прокурора области Александр Семёнов, следственная группа уже опросила более двухсот свидетелей по делу. Однако допросы продолжаются. «Сейчас мы перешли к изучению показаний диспетчеров». По словам Семёнова, уже практически отброшена версия теракта. Остаются три версии: техническая неисправность лайнера, ошибка пилотов и погодные условия. «Сейчас все обломки уже перевезены на специальную площадку, — говорит старший помощник прокурора, — и мы большие надежды возлагаем на данные бортовых самописцев. Только после изучения всех данных станет понятно, какая из приведённых версий имеет больше прав на существование». Александр Семёнов пока не смог ответить, когда примерно ждать результатов расследования. |
|