Новая постановка старого шоу
Весь мир приник к телевизорам: в прямом эфире премьера новой постановки старого шоу под названием «Ливанская война». Те из телезрителей, кто не смог оценить достоинство постановки в 1982 году из-за косности Гостелерадио, теперь могут посмотреть новую версию целиком. Сценарий, правда, старый, да и исполнители измельчали — среди действующих лиц нет ни Ясира Арафата, ни Ариэля Шарона. А в остальном всё очень, очень похоже. Пылающий Бейрут, залпы «Касамов», чертят небо штурмовики, и даже смрадно горит на первом плане подбитый израильский танк.
Я без особого придыхания отношусь к аргументам той и другой стороны, да и уходящая в века вражда не нуждается ни в аргументах, ни в оценках. На ум идёт песенка из другого популярного телесериала восьмидесятых:
Вновь дьявол, как по нотам,
Ведёт игру свою, —
католик с гугенотом
Опять сошлись в бою.
Поговорим о деле,
Причём начистоту.
Осада Ля Рошели
Ужель нужна кресту?
Ужель бело-голубой «Маген Давид» так остро нуждается в бомбёжках Бейрута, а стороне, выступающей во имя зелёного знамени, так требуется ежедневно обстреливать территорию соседа из самодельных «катюш»? Но странное дело: окунаясь в болото политической аналитики, знакомясь с аргументами сторон, соприкасаясь с живой болью израильских форумов, где нередко можно встретить непосредственных участников событий, невольно заражаешься безумием войны. И ищет, ищет рука потёртую рукоятку «Калашникова» или «Галила», и сторона уже не так уж важна.
Но стоит вновь набрать дистанцию — и больно за народы, которые привычно сражаются уже не столько за собственные интересы, сколько за интересы своих геополитических союзников, проливают кровь во имя интриг, узлы которых плетутся на паркетных полах дворцов и под инкрустированными потолками мечетей Тегерана и Дамаска. И ведь каждый раз не обходится без невинных жертв, без рухнувших жилых домов и убиенных младенцев. Обойдётся ли в этот раз без Сабры и Шатилы?
Вот и полез пафос, вот и рухнула так старательно выстроенная телевизионная аллегория. Можно ли шутя говорить о войне? И остаётся только мудрая песенка из глупого старого фильма:
Хоть наше дело — драка,
Не будем врать, однако,
Война — разбой,
Пардон за прямоту.